У ЦСКА по-прежнему самая адекватная селекция в России. Лето подтвердило это
Принципы и ресурсы, благодаря которым клуб может оставаться на вершине футбольной пирамиды своей страны, всегда разные. Кто-то, как «Бавария», может сочетать отбор элитных игроков с покупками лучших футболистов внутреннего рынка. Кто-то стремится преобразовать команду раз в два-три года, чтобы обновить стимулы для оставшихся — такой принцип, например, декларирует один из главных умов трансферного рынка мира Мончи. Кому-то важно покупать исключительно готовых звёзд — этот принцип привёл к расслоению в европейском клубном футболе, но с точки зрения покупателей он всё равно верен: они добавляют в качестве.
Стиль ЦСКА последние лет 15 не менялся. Клуб делал ставку на командную сыгранность, яркие отличительные особенности основных футболистов и универсализм тех, что остаются в ротации. С этой точки зрения даже арендный переход Ласина Траоре был объяснимым: у ивуарийца благодаря росту есть яркие выделяющие навыки-маркеры. Да, ставка на них не сыграла совершенно, но с точки зрения селекции это был объяснимый ход.
Этим летом ЦСКА пришлось меняться. Команду покинула вся оборона, которая защищала ворота эти самые 15 лет, главная молодая звезда из сердца полузащиты и ключевой футболист, способный сыграть на всех позициях. В условиях не лучшей финансовой ситуации ЦСКА необходимо было очень гибко извернуться, чтобы не откатиться в таблице чемпионата России. Деньги от продажи Александра Головина и прямого попадания в Лигу чемпионов не гарантировали ничего — чтобы они работали, нужно было единоразово и массово их вложить, чего ЦСКА не делал давно. Были опасения, что селекционная служба клуба, давно не жившая в состоянии активного поиска, не справится. Сегодня, в последний день трансферного окна, можно сказать: ЦСКА провёл лето даже лучше, чем можно было себе представить.

Вот какие принципы соблюдал ЦСКА при поиске новичков.
11. Начни работу с той зоны, от которой отталкивается тренер
ЦСКА затрещал по всем линиям — ушли защитники, ушли полузащитники, ушли нападающие. Необходимо было с чего-то начинать, и здесь селекционная служба и менеджмент клуба исходили из того, какой у команды тренер. Виктор Гончаренко, несмотря на стереотипы, — достаточно смелый и созидательно настроенный тренер, у которого схема с тремя центральными защитниками — это именно 3-Х-Х, а не 5-Х-Х. Ему ещё больше, чем оборонительно настроенному тренеру, был необходим набор защитников. Здесь нет противоречия: прежде, чем строить атаку, необходимо определиться с оборонительными действиями, где многое будет отдаваться индивидуальной игре. Футболисты «Аякса», дошедшего до финала Лиги Европы, жаловались, что на первых сборах в том сезоне Петер Бош работал почти исключительно с защитниками, а сам тренер признавал, что не может переходить к работе над командным созиданием, пока не добьётся понимания у защитников. И это говорил Петер Бош, один из самых зацикленных на созидании тренеров Европы.
Поэтому первым делом ЦСКА нужны были защитники. Если бы трансферная кампания началась с приобретений Абеля, Влашича и Сигурдссона, а оборонительные игроки подъехали бы сильно позже, команда не смогла бы так быстро вкатиться в сезон — возможно, ей вообще бы пришлось потратить год впустую, чтобы притереться друг к другу. Это к Курбану Бердыеву, например, защитников можно привозить в последний день трансферного окна, и они сразу заиграют, как было с Михой Мевлей, — потому что у Бердыева важна командная оборона. У Гончаренко защитники должны знать, как действовать один в один, два в три и три в четыре, чтобы быть наиболее подготовленными к игре в основном составе.
22. Определи ключевую потерю и постарайся найти на неё похожего футболиста
Игнашевич, братья, Головин и Муса — это мощные удары по ЦСКА, но ключевой потерей для команды был всё же уход Понтуса Вернблума, вокруг которого можно был строить ту самую смелую игру и знать, что швед сумеет подчистить при потере. При Гончаренко Вернблум перестал быть исключительно ролевиком, как у Слуцкого, и превратился в одного из пяти-семи лучших по качеству футболистов нашего чемпионата, он диктовал успешность ЦСКА.
В целом путь «найди второго Бускетса/Месси/Нойера/etc.» достаточно губительный, но только в том случае, когда футболист в центре отлаженной системы долгое время определял результат, можно рискнуть и поискать похожего на него игрока. Так ЦСКА вышел на Яку Бийола — словенского проспекта с жёстким и иногда жестоким отбором, твёрдо стоящими на земле ногами и отлично для своего возраста развитой концентрацией и умением читать игру. В целом набор его качеств очень похож на вернблумовский, и учитывая, что ЦСКА набрал достаточное количество футболистовв в центральную зону, у Гончаренко есть возможность экспериментировать, вызывая в новичке дух уехавшего в Салоники шведа. Более того, у Бийола есть качество, которое из-за отказа от риска Вернблум использовал крайне редко. Яка успевает поднять голову и первым делом ищет смелый пас вперёд. И это его умение укладывается в третий принцип селекции ЦСКА этим летом.
33. Определи ключевой навык, по которому будешь подбирать футболистов
Этот принцип соблюдался ЦСКА всегда при добавлении новых лиц в команду — чтобы быстрее адаптировать их в коллектив и развить силу состава, нужно брать тех, у кого есть схожие с остальными игроками навыки. Летом ЦСКА сделал ставку на поиск мобильных футболистов — это понятно и из списка приобретений, это частично подтверждается словами скаута армейцев Андрея Мовсесьяна, сказанных в интервью «Матч ТВ»: «Был сделан акцент на скорости, потому что нужно было убыстрить команду».
Под скоростью здесь понимается не только объём рывочной работы и дистанционная скорость, но и скорость мышления. И Влашич, и Бийол, и Сигурдссон, и даже защитник Магнуссон склонны к быстрому продвижению мяча вперёд, в своих командах они были в лидерах по числу конструктивных передач. ЦСКА перестраивается на новый футбол, исходя из предпочтений Гончаренко, и подбирает футболистов с похожим выраженным навыком, чтобы минимально зависеть от травм и плохой формы того или иного лидера. Возможность для ротации, которая с возвращением Кучаева в кои-то веки станет реальной для тренера ЦСКА, делает перспективы команды интересными. Клуб максимально адекватно распорядился деньгами в своих непростых условиях и уже сейчас близок к тому, чтобы выйти на казавшуюся ушедшей навсегда проектную мощность.
Итак:
1. Единоразово и массово ЦСКА не покупал относительно давно, это верно, но делал - вспомним 2009-2010 годы - летом 2009 подписали Гонсалеза, взяли Пилиева, взяли Секу и Маазу, арендовали Гильерме, отпустив Жиркова и Вагнера. Зимой 2010 подписали Хонду и Думбья, хоть Сейду и остался доигрывать до лета, а летом добрали ещё Тошича, отпустив Красича. Полгода, а я перечислил имена, которые внесли значимый вклад, а некоторые и вовсе только недавно ушли. Далее - зима и лето 2012. Подписание Вернблум и Мусы зимой, а потом Эльма и Марио лето. Это вместо состарившихся Шембераса, Алдонина и Рахимича, травмированного Гонсалеза и просто на место правого защитника.
2. Вернблум у Слуцкого небыл ролевиком, он был ключевым игроком центра поля, которого тоже двигали и в оборону и в атаку, когда было надо. И именно тогда он и подчищал и был одним из 5-7 лучших по качеству игроков. При Ганчаренко он вынужденно стал универсальным солдатом, играл везде, даже не так плохо, но на свой пик так ни разу и не вышел, на той позиции и с той ролью больше не играл, да и при такой модели, которую ставил Виктор Михайлович, не очень мобильный и техничный Вернблум был не очень хорош, как опорник. Бийол вообще не похож на Вернблума. Бийол это примерно то, чего пытались получить от Понтуса последний сезон и чего он дать не мог. Это не говоря о том, что в уровне Яка очень уступает, да и лидером не выглядит.
Так что, стилистически центр подбирали не по Понтусу, а по Головину - мобильный, скоростной, универсальный. И главная фигура там - Влашич, а не Бийол. Да и по первым матчам, Бийол чаще играл под нападающим ибо схема сейчас не 3-5-2, а 3-2-4-1, с перестроениями. И даже Федя Чалов больше играет в оттяжке.
И главное было даже не столько подобрать замену Головину, сколько подобрать замену Натхо - нет, не потому, что Натхо последние годы был хорош, а именно потому, что он был плох. Вообще, на его месте играл бы здоровый Дзагоев, но Дзагоев не здоровый, есть ещё Бистрович, но уровень пока не тот.
3. Стоит запомнить одну вещь - скауты находятся в активном поиске всегда. У них всегда есть списки на все позиции, разложенные по категориям. Всегда, с лето по лето, скауты ищут варианты, наблюдают за игроками, притом начиная от 13 лет и до более возрастных. Почти все игроки это результат длительного наблюдения, а не просмотра пары нарезок на ютьюбе.