5 мин.

Кризис среднего возраста

Я внимательно следил за тем, по каким клубам распределится состав бесславно сокращенного «Сатурна» – не столько из-за симпатии к игрокам, сколько из-за того, что новые контракты могли очень много сказать о клубах, решивших помочь бывшим инопланетянам. Подмосковное наследство оказалось ведь очень неоднородно, даже если оставить пока вопрос о базе в Кратово, где вроде бы тайком обосновался «Анжи». Здесь и Сапета с Махмудовым, возможное будущее российского футбола, с которыми их старшие товарищи в конце сезона боялись идти в стык на тренировках, чтобы не травмировать свою возможную зарплату. Здесь и состарившиеся Вадим Евсеев с Дмитрием Парфеновым, приютившиеся где-то в дальних темных углах футбольного мира; неплохие игроки-функции Нахушев, Немов и Иванов, хорошие защитники с плохими паспортами Зелао и Ангбва. Но самый важный вопрос был в том, где окажется лидер команды как по статистике, так и по внешнему впечатлению Андрей Каряка.

Дело в том, что на нынешнем своем этапе карьеры Каряка – гарантированно «минусовой» футболист, подходящий разве что для команд, которым его статус важнее отдачи (не случайно его старательно звали в это межсезонье на Кавказ). Он абсолютно точно не стоит своей весьма приличной зарплаты и приносит пользы куда меньше, чем можно было бы ожидать. К нему нет никаких претензий по старанию, он регулярно выглядит чуть ли не самым активным игроком на поле. Но сделайте ставку на стареющего технаря-звезду, пытающегося выполнять большой объем работы и постоянно берущего игру на себя – и окажетесь в лучшем случае в турнирном болоте. То, что «Динамо» в матче с «Кубанью» смогло забить, лишь когда Каряка ушел с поля, может быть случайностью – то, что оно не забило, когда он был на поле, выглядит почти закономерностью. Каряка по-прежнему много что умеет; просто его мячи все чаще летят мимо ворот, а передачи не находят партнеров – не всегда, но достаточно часто, чтобы эффективнее было играть без него.

Шесть очков в четырех стартовых играх – не трагедия сама по себе, конечно. Проблема не в цифрах, а в чем-то более сложном, чем-то таком, что даже как-то наивно формулировать. Почему, пробегая наверняка почти столько же, сколько условный «МЮ», нанося не особенно меньше ударов, совершая приличное количество ТТД, «Динамо» в итоге выглядит как-то… тускло, что ли? Лишенный энергии удар в руки вратарю после нескольких очевидный пасов и серия взаимных потерь – это формально то же самое, что чуть-чуть не удавшаяся гармоничная контратака, начавшаяся в результате перехвата-озарения и закончившаяся рассекающим воздух ударом-выстрелом. Проблемы московского клуба сложно выразить простыми цифрами, но они так заметны, когда смотришь на поле.

Нынешнее «Динамо» – неприлично взрослая команда. В ней отчаянно не хватает жизни, остроты и энергии, нет какого-то здорового дисбаланса поколений и пространства для роста, которые всегда присущи командам, претендующим на чемпионство. Даже далеко не старый Гранат по своей манере игры уже практически ветеран, всему научившийся и спокойно работающий так, как умеет. Семшов все больше превращается в игрока эпизода, его колючесть проявляется в основном в ненужных фолах и разговорах с арбитрами; Самедов даже в лучшей своей форме – игрок расслабленный, чрезмерно мягкий, легко смиряющийся с тем, что его закрыли, или с собственной плохой формой; очень похоже, что нечто в этом роде можно сказать и про Мисимовича. Есть Федор Смолов – но как извлечь из него то лучшее, что в нем вроде бы есть, пока что не понял никто. Остается Кевин Кураньи, футболист-мечта любого тренера, способный принести реальную, так или иначе выражающуюся в забитых голах пользу, как кажется, даже на костылях; что было бы с Динамо без Кураньи и одного из самых неодоцененных игроков лиги Уилкшира, даже не хочется представлять.

Попытки «Динамо» найти свою игру все больше напоминают поведение завсегдатая игровых автоматов – «вот-вот попрет», «это неудобный соперник, неудобное поле, а как соперники с полями станут получше, так и игра пойдет». Ну да, иногда прет. Да, у кого-то «Динамо» выиграет за счет эпизода, как у образцово обученной, но все-таки весьма ограниченной «Кубани» (впрочем, и на автоматах выигрывают в 47% процентах случаев); но в среднем все будет очень средне – а может быть, даже и плохо.

Судя по своей нынешней игре, «Динамо» вполне может попасть даже во вторую восьмерку. Промежуточное разочарование и полгода позора гарантируют увольнение тренера – и Божович это понимает: «Я не могу сказать, что у меня сейчас хорошее настроение, но уже через две недели ситуация в таблице может кардинально поменяться». «Терек», Нальчик и «Анжи» – действительно вполне терпимые соперники; правда, с нынешней игрой потерять очки можно и с ними, а догонять потом будет тяжело во всех отношениях.

Другое дело, что тренер, второй сезон тщетно пытающийся собрать из приличных игроков хорошую команду, может быть далеко не единственным фактором. Невнятность «Динамо», скорее всего, идет с самого верха – и Божович здесь лишь некий посредник, пусть и с повышенной ответственностью. Даже президент клуба Исаев, судя по его заявлениям, не представляет в клубе реальной силы. Загадочный совет генералов, управляющий клубом откуда-то с заоблачных высот, не публичен совершенно – но что такое российский генерал, в принципе, понятно и так. Генералы любят простые аргументы, регалии и наказания; им понятны покупки признанных игроков и непонятны проблемы с поиском игры – возможно, нагляднее всего будет сказать, что в свое время верховное руководство клуба, решив сменить тренера, всерьез выбирало между Божовичем и Бышовцем. Добавим сюда сложные, нездоровые отношения с собственными болельщиками – и получится весьма неприглядная картина; в таких условиях сложно созидать нечто творческое.

Что-то нужно менять – и вряд ли именно и только тренера. Современный футбол требует свежести и драйва, а «Динамо» все больше напоминает свой стадион в Петровском парке – скорее исторический памятник, чем функциональное сооружение. Стадион, впрочем, уже начали перестраивать и, возможно, когда-нибудь все-таки достроят; станет ли «Динамо» в обозримом будущем хоть сколько-нибудь современным клубом – вопрос открытый.