4 мин.

Какие-то проблемы

В теплом пресс-центре после матча коллега озабоченно признался, что не чувствует своей левой ноги. «Хотя могло быть и хуже», – заметил он. Действительно, могло, но перед игрой в Питере заметно потеплело – уже не минус 20 градусов, как минимум 15 тысяч болельщиков посетили первую домашнюю игру сезона на почти зеленом подобии газона – чуде местных агрономов, а «Зенит» по традиции, создав себе проблемы, героически их решил.

Всех интересовало, как Спаллетти справится с отсутствием нескольких игроков, особенно нападающих, в сложных погодных условиях, при том, что хозяевам обязательно нужно было забивать. Итальянский коуч поставил в состав всех испытанных бойцов, какие только остались у него в распоряжении, из-за чего на поле оказалось сразу четыре номинальных центральных полузащитника, а запас – невиданное для «Зенита» дело – наполовину состоял из игроков молодежки.

У болельщиков «Зенита» были другие проблемы – как не примерзнуть к сиденью и грамотно распределить запасы пронесенного через контроль коньяка на 90 минут.

Полторы сотни швейцарских фанатов, у которых, кажется, не было никаких проблем, бодро затянули свои швейцарские песни. На первых минутах беспокоиться им было не о чем. Матч в Питере начался примерно так же, как заканчивался матч в Берне – с ошибок зенитовцев в элементарных ситуациях и атак «Янг Бойз». Малафеев к десятой минуте трижды вступил в игру, а у его коллеги по амплуа возможностей греться было меньше, из-за чего Марко Вельфли при остановках игры постоянно норовил пробежаться к центру поля и обратно – этот навык пригодился ему в концовке.

Выездной гол «Янг Бойз» по такой игре был неотвратим. Аммара Джемаля на 21-й минуте никто не держал в штрафной, но и раньше защита «Зенита» встречала соперников излишне гостеприимно.

«Зенит» отвечал попытками отправить в прорыв Лазовича. Иногда получалось неплохо, особенно когда серб предоставил шанс забить Широкову, но тот проиграл дуэль вратарю. Игра любимца Виктора Гусева и источника вдохновения легендарной пресс-службы Вячеслава Малафеева в первом тайме не снискала расположения публики.

– Широков пешком ходит! Откровенно вышел прогуляться! – ябедничал скамейке «Зенита» кто-то с трибун.

Болельщики вообще активно пытались вмешиваться в игровой процесс. Например, сообразив после пропущенного гола, что наибольшую опасность их воротам таят угловые, старательно забрасывали подающих корнеры швейцарцев снежками.

Повод для положительных эмоций появился под конец тайма, когда очередная передача Зырянова на Лазовича наконец-то прошла, серб не сплоховал, и перспектива «Зенита» продолжить выступление в еврокубках весной стала более реальной.

То ли здоровая наглость «молодых ребят» из Берна после перерыва пропала, то ли «Зенит» решил, что пора уже выходить из межсезонья, но перелом определенно произошел, игроки в белом прижались к своим воротам, игроки в голубом побежали – даже Широков – и моменты у ворот Марко Вельфли стали возникать каждые полторы минуты.

Герой первого тайма Джемаль совсем перестал справляться со своими прямыми обязанностями на левом фланге обороны, и Сергей Семак после свечки Денисова на 52-й минуте мог выбирать, каким способом ему сравнивать счет по сумме двух матчей. Выбрал самый красивый.

«Зенит» полетел добивать соперника, варьируя варианты развития атак, и временами не верилось, что игра по-прежнему проходит при температуре минус 10 градусов на сюрреалистичного вида поле. Всю эту красоту мог погубить один единственный удачный контрвыпад «Янг Бойз», после которого «Зениту» нужно было бы забивать еще два. Особенно тревожно стало, когда нападающий Бьянвеню – или «Добро пожаловать», если переводить его имя на русский – пал ниц после контакта с Бруну Алвешем. Исландский судья Кристин Якобсон в предыдущей атаке «Зенита» не заметил у швейцарцев игру рукой в своей штрафной и здесь предоставил командам решать свою турнирную судьбу без его вмешательства.

Через пять минут Широков, разузнав у Семака, в какой части штрафной нужно встать, чтобы забить гол, отправил мяч в сетку по кратчайшей траектории, приведя трибуны в восторг, сравнимый с празднованием чемпионства «Зенита» в осенней игре с «Ростовом». Успешный камбэк да желание согреться привели к тому, что весь стадион начал в охотку отплясывать под фанатский заряд «Сине-бело-голубые».

По всем законам питерской футбольной драматургии «Зенит» никак не мог без валидола довести матч до победы. Безумное расстройство игроков «Янг Бойз» после финального свистка можно было понять – только их собственная неточность да кураж Малафеева сохранили болельщикам «Зенита» праздник. Бьянвеню за пять минут до конца сказал питерцам: «Добро пожаловать в 1/8 финала», с трех метров попав в штангу.

В добавленное время отличился вратарь гостей Марко Вельфли. Голкипер трижды успел сбегать в чужую штрафную, пробил головой по воротам Малафеева – правда, не попал, – и организовал зенитовцам курьезный офсайд, когда игрок с мячом не сообразил, что раз на пути к пустым воротам остался один защитник, нельзя делать пас вперед.

Лучано Спаллетти всегда непоколебимо отстаивает свою позицию. Жестикуляция тренера «Зенита» во время матча не оставляет сомнений – он отлично понимает, что в отдельные отрезки обеих встреч с «Янг Бойз» его подопечные допускали серьезные ошибки. Но после игры Спаллетти всегда оценивает действия футболистов так, как будто они ему родные дети.

– Мои игроки – очень большие молодцы. Ребята, если вы недовольны сегодняшней игрой, то у вас какие-то проблемы, – ехидно заявил итальянец журналистам.

И он тысячу раз прав. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а зенитовцы, поборов соперника и самих себя, сделали шаг вперед в борьбе за очередной трофей.