3 мин.

И грянул гром

– Это же матч столетия, «Шахтер» и «Динамо» в полуфинале КУЕФА, извечное противостояние Киева и Донецка.

После приветствия это были первые слова, услышанные сразу по прибытию в Донецк.

Сколь принципиальным было сражение, столь сокрушительным становилось поражение для любой из команд. Оно, как оглушительный удар, закончило бы европейскую кампанию для одной команды.

Река Оранжевая, та, что в Южной Африке, показалась бы ручейком в сравнении с бурностью оранжево-черного потока, бушевавшего на стадионе РСК «Олимпийский» до, во время и после матча. Если и есть в футбольном мире эталон фанатов, то вчера он был оранжево-черного цвета, болеющий до исступления за Донецк.

Кстати, об оранжевом. Оранжевый цвет в психологии используют для разных целей. Он помогает отпустить неразрешимые ситуации, пережить негативные события в жизни. Донецк позаботился о психологической реабилитации динамовцев: чаша стадиона походила на вагон с апельсинами.

Имидж матча смерти, в котором жалеть не будут ни себя, ни соперника, подтвердился сразу. Рэзван Рац и Роман Еременко оказались на газоне, разлетевшись в разные стороны после столкновения лбами. Рац позже признался, что даже потерял сознание. Незабываемые мгновения на газоне потом провели Алиев, Срна, Нинкович, Каддури. Казалось, что удалений не избежать, особенно после листопада желтых карточек для динамовцев.

И тем не менее, исход противостояния стал очевиден минут за 30 до встречи. Судите сами. Погода в Донецке в день матча была переменчива. Небесная канцелярия до мельчайших деталей воспроизвела сценарий встречи.

С утра – яркое солнце и голубое небо, такое же спокойное, как и ситуация в штрафной «Шахтера» в дебюте матча. Потом на Донецк стали надвигаться тучи, точь-в-точь как те, что накрыли ненавидимый прокуратором город. Небольшой дождь сменился настоящим ливнем с градом, грозой и молнией. Градинки отскакивали от земли, как мяч от ног киевских футболистов, которые после перерыва заиграли широко и опасно. Гром тоже не заставил себя долго ждать, и вот уже молнией сверкнула улыбка Исмаэля Бангура, а на табло счет 1:1.

Но, как емко заметили организаторы, напечатавшие в листовках, разложенных на каждом месте, «мы – донецкие, с нами – Бог». Волноваться Донецку было нечего. Ведь перед началом матча стадион осветил ярко-оранжевый солнечный диск, блеснувший так, как, наверное, сверкает в лучах фотовспышек кубок УЕФА. На поле это воплотилось солнечно-оранжевым зайчиком Илсиньо, удачно допрыгавшим к динамовской штрафной.

Корреспонденты были озадачены вопросом: как одновременно снять эмоции и динамовских, и шахтеровских фанов после финального свистка. Кто-то еще до матча требовал «Оскар» в случае удачного решения поставленной задачи, но леди судьба упростила задачу. Все счастливые семьи счастливы одинаково, столь же похожи в своем несчастье болельщики проигравших команд. Картинка с гостевой трибуны с пылающими креслами скорее походила на иллюстрацию обычного матча российского чемпионата. Киевляне зажигали в прямом смысле.

«Шахтер» не пропустил дома ни от ЦСКА, ни от «Марселя». Гол Бангура в ворота Пятова не стал переломным моментом матча, а лишь оттянул тот миг, после которого болельщики накалились до предела. «90 минут до финала, 90 минут до мечты». В этом рефрене шахтеровцев была лишь одна неточность – более 97 минут.

Во втором тайме расслабиться и улыбнуться можно было лишь в тот момент, когда болельщик, выбежавший на поле, по-свойски поздоровался с Пятовым, повалялся в сетке ворот, оббежал их, поиграл в салочки с милиционерами. Под гул аплодисментов он все же сдался в руки правосудия. В эпоху финансового кризиса возникло рацпредложение для работодателей – размещать рекламу на спинах таких сорвиголов. Это ж какая экономия – всего 15 суток ареста, но твой товар увидят в прайм-тайм миллионы фанов.

В микс-зоне шахтеровцы блистали красноречием и ораторскими способностями, Ринат Ахметов счастливо и устало улыбался, донецкие бразильцы корчили рожи. А последние динамовцы вышли из раздевалки за пару минут до полуночи, спустя два с половиной часа после окончания матча. Я-журналист требовал задавать вопросы, я-человек опускал руку с диктофоном – все было написано на лицах.

В Стамбул, вопреки мнению киевлянина Вукоевича, из украинских хорватов полетит Срна. Карета Золушки в сказке превратилась в тыкву, а розыгрыш КУЕФА сезона 2008/2009 для киевлян стал историей. Наверное, всем динамовцам скоро очень повезет в любви.