4 мин.

Избавление от зависимости по методу МОК

Десять лет назад Международный олимпийский комитет был вовлечен в коррупционный скандал гораздо больших масштабов, чем любой из тех, которые до сих пор были доказаны в отношении ФИФА и членов ее исполнительного комитета. «Деньги за голоса» были не просто темой для обвинений – существовали неопровержимые факты, доказывавшие, что члены МОК брали крупные взятки.

Так что можно с полным правом сказать: когда речь заходит о коррупции, послужной список у МОК такой, что гордиться его членам нечем. Солт-Лейк-Сити получил право проведения Зимней Олимпиады-2002, предлагая членам МОК стипендии на учебу их детей, земельные участки в штате Юта и другие щедрые подарки. Сложно вести хоть какую-то дискуссию о коррупции в спорте, не вспоминая скандал, который едва не подорвал олимпийское движение.

МОК был бы рад забыть о том постыдном эпизоде. И можно было бы понять высшее руководство МОК, если бы оно начинало краснеть от стыда при одном упоминании слова «коррупция», если бы такие разговоры были запрещены в штаб-квартире в Лозанне. Однако все как раз наоборот, и ФИФА могла бы многому научиться на примере МОК.

После того, как на прошлой неделе в эфир канала BBC вышел очередной выпуск «Панорамы» о коррупции в футболе, ФИФА опубликовала короткое заявление, настаивающее на том, что с предъявленными обвинениями они уже давно разобрались и «дело закрыто». Кажется, шансы на то, что она проведет дальнейшее расследование, невелики – или их нет совсем.

Сравните это с реакцией МОК. Исса Хайяту, один из членов исполнительного комитета ФИФА, упомянутых «Панорамой», является также членом МОК. Уже через несколько часов после эфира появилось заявление МОК, в котором говорилось, что МОК попросит BBC передать все доказательства в «соответствующие органы», а его этический комитет начнет расследование. «МОК не приемлет коррупцию в любых ее проявлениях», – сказали нам.

Стоит добавить, что Хайяту отрицает выдвинутые против него обвинения и вполне может быть оправдан в ходе расследования МОК. Однако скорость реакции МОК и ее тон обозначили ту пропасть в вопросах прозрачности, которая разделяет организации, управляющие Олимпиадами и футболом. МОК на прошлой неделе старался выглядеть открытым и незапятнанным, в то время как ФИФА попросту старалась говорить о чем угодно кроме обвинений в коррупции.

В октябре президент МОК Жак Рогге встречался со своим коллегой из ФИФА Зеппом Блаттером. Интересна цитата из тогдашнего высказывания Рогге. «Я поддержал его в том, что он уже сделал, и посоветовал очистить организацию как можно больше, – заявил Рогге. – Мы через это проходили... и МОК в итоге стал лучше и прозрачнее. Я надеюсь, это произойдет с моими друзьями».

Я уверен, что, по крайней мере, внутренне Блаттер предпочел бы, чтобы Рогге не лез в чужие дела, но нет сомнений в том, что президент МОК, как умеет, старается подвигнуть ФИФА к реформам. Ходили сумасбродные слухи о том, что некоторые страны вроде Англии и Австралии готовы возглавить отделение от ФИФА, но такой вариант крайне маловероятен.

ФИФА может измениться только благодаря сильному и сплоченному международному давлению. Мало какая организация подходит для этого лучше, чем МОК. Футбол – олимпийский вид спорта, так что МОК имеет полное право поучаствовать в дискуссии вокруг ФИФА. Вот ведь был бы парадокс: организация, которую коррупция едва не поставила на колени десять лет назад, в конце концов превратилась в орган, который заставляет ФИФА меняться.

Вряд ли в ФИФА в ближайшее время произойдут существенные реформы. Но даже если Блаттер хочет тихонько вытолкать свою организацию на дорожку, ведущую к большей прозрачности, это гораздо более неудачный ход, чем последовать примеру МОК. Посмотрите, как МОК реформировал свою систему голосования после скандала с Солт-Лейк-Сити. В числе прочих там было одно важное изменение, радикально уменьшившее возможности для коррупции.

Если вы член МОК, вам больше нельзя посещать города-кандидаты без разрешения. Вместо этого члены МОК должны формировать свое мнение на основании технических отчетов. Да, в олимпийских кругах технические отчеты действительно читают, в отличие от ФИФА, где их, кажется, игнорируют. Город, получивший характеристику «высокорискового», какую получил Катар от ФИФА, вряд ли победил бы в голосовании МОК.

Вместо этого двадцать четыре члена исполкома ФИФА могли бесплатно разъезжать по миру во время предвыборной гонки за право провести ЧМ- 2018 и ЧМ-2022. Если кому-то из них хотелось провести выходные в Лондоне с женой, ему достаточно было поднять трубку телефона или щелкнуть пальцами – и все было готово. Пятизвездочный отель, лимузин, посещение любого матча премьер-лиги по желанию... У заявочных комитетов не было другого выбора, кроме как потворствовать любым пожеланиям голосующих. Этих счастливцев поили и угощали в самых разных местах от Москвы до Сиднея, включая Нью-Йорк, Токио, Сеул и многие другие крупнейшие города мира.

МОК положил всему этому конец. Теперь правила для олимпийских избирателей гораздо строже. Чтобы процесс голосования в ФИФА выглядел безупречным, мало запретить ее голосующим членам ездить по странам-кандидатам, но это по крайней мере будет важный первый шаг.

Любой, кто следил за работой ФИФА на протяжении последних лет, знает, что ожидать легких или быстрых изменений не стоит. То же самое можно было сказать о МОК. Но взгляните на МОК сегодня в сравнении с МОК пятнадцатилетней давности. Он все еще далек от идеала, но это важный игрок на мировой арене и его репутация в значительной мере восстановлена. Если футбольные болельщики по всему миру разочарованы событиями прошлой недели, я советую им утешиться хотя бы тем, что реформа ФИФА возможна, и МОК это доказал.