7 мин.

Правила жизни договорняков в российском футболе

Сергей Фурсенко, президент РФС:

Мне кажется, что надо создать в российском футболе такие условия, при которых договорные матчи будут бессмысленны. Команды, уличенные в договорняках, надо навсегда лишать возможности участвовать в соревнованиях. Они разлагают саму суть того, чем занимаются. Повторюсь, раз и навсегда!

Виталий Мутко, министр, экс-президент РФС:

Я столько лет в футболе и механизм-то договорных матчей знаю изнутри. Как в Ярославле три-четыре года назад, помните, клуб один выигрывал? Бежит один игрок, два защитника расступаются, он врывается во вратарскую… А у них банкет уже был накрыт в другом месте, понимаете? Доказать это физически я не могу – не могу человека босиком на снег вывести.

Валерий Овчинников, тренер:

Не скрываю того, что покупал матчи. Не то, чтобы покупал... стимулировал другие команды на борьбу с конкурентами. Никто ведь не запрещает стимулировать своих футболистов? Но меня никогда нигде не было. Если бы попался, то враги с удовольствием бы сожрали. Но одно дело — высказываться, и совсем другое — действовать. Происходит все совершенно по-другому. Я многие вещи знаю, но о многом говорить не стоит. Сейчас у нас нормальный, честный чемпионат, ведь так?

Евгений Гинер, президент ЦСКА:

Футбольная задача состоит в том, чтобы максимально устранить почву для договорняков.

Когда команда хорошо мотивирована, она не будет сдавать матчи. А этого можно достичь заключением серьезных контрактов с телевидением и спонсорами, с одной стороны, что даст возможность создать значительную финансовую разницу даже между соседними местами в таблице, и осушением турнирного болота – с другой, на что направлено, в том числе, введение переходных матчей между лигами.

Андрей Аршавин, игрок «Арсенала», капитан сборной России:

Сам футбол у нас устроен так, что для договорняков существует хорошая почва. Свои собственные деньги никто воровать не станет, а вот на бюджетные многие не прочь позариться. Пока у нас большая часть клубов кормится из бюджета, почва для освоения государственных денег, в том числе и через договорные матчи, будет всегда.

Валерий Карпин, тренер и гендиректор «Спартака»:

Я вернулся из Испании, думал, что ситуация изменилась. Но проблема остается. И с судьями, и с договорными матчами. Когда я прошлым летом стал гендиректором «Спартака», то практически первое, что услышал, – что туров за семь до конца вопрос с чемпионом уже решен.

Виталий Мутко, министр, экс-президент РФС:

Характер игры («Терек» – «Крылья Советов» – прим. Sports.ru) – действительно странный. Матч изучают специалисты, есть специальная комиссия по этике в РФС, ее задача – просмотреть этот матч. Но вынести решение о договорном характере игры... Это очень сложно сделать. Очень сложно, поверьте. Но игра действительно мне лично не понравилась. Мне стыдно, в особенности за самарский клуб, у которого миллионная армия поклонников. Уважаемый клуб, а разные матчи играет по-разному.

Алу Алханов, председатель Комитета по этике РФС:

То, что сейчас в России не говорят о матче «Терек» – «Крылья», не значит, что он забыт. Просто по этой игре сегодня нет минимальных доказательств. На голом месте такое дело не рассмотришь, поэтому я обращаюсь ко всем: кто может и хочет что-то написать по этому поводу, пусть напишет нам или Фурсенко. Но в письме должны быть хоть какие-то сведения подтверждающего характера.

Алексей Сорокин, гендиректор РФС:

На матче «Терек» – «Крылья Советов» был делегат Андрей Будогосский, который не усмотрел в действиях игроков обеих команд ничего необычного. В противном случае он мог бы прекратить встречу. На данный момент РФС не располагает ни одним документом, каким-либо образом свидетельствующим, что команды вступили в сговор.

Юрий Белоус, вице-президент «Локомотива»:

Результат матча я знал заранее. Остальное без комментариев.

Олег Журавский, президент Национальной ассоциации букмекеров:

Разобрав состояние команд, учтя фактор своего поля и все остальные спортивные факторы, аналитики моих контор предложили равные коэффициенты на победу каждого из клубов и ничью, по 2,7. «Загруз» на победу «Терека» пошел сразу, причем по всей стране. Мы вынуждены были отреагировать изменением линии, вплоть до 1,35 на победу «Терека». Но кто-то продолжал ставить и по таким коэффициентам.

Игорь Ермоленко, председатель самарского регионального отделения партии «Яблоко»:

Игра, которая была продемонстрирована моей любимой командой, меня абсолютно не устроила, и я понял, что для того, чтобы так играть, нужно очень постараться. Я очень надеюсь на то, что будет вызвана какая-то общественная реакция, отреагируют РФС, РФПЛ.

Роман Шишкин, экс-игрок «Крыльев Советов»:

Мне говорили, что кто-то считает, что мы сдавали матч. Это полный бред. Я лично мало слышал мнений о нашем матче. Единственное – мама, узнав, что мы проиграли, позвонила мне, немного утешила.

Леонид Слуцкий, экс-тренер «Крыльев Советов»:

Все было честно? Абсолютно. Это был самый настоящий боевой матч. Да, обе стороны допустили немало ошибок. В итоге, сначала мы проигрывали, потом удалось выравнять положение дел на поле, в концовке снова пропустили. Не обошлось в матче даже без серьезных единоборств и последующих тяжелых травм, которые получили игроки. Поэтому обвинять кого-то в сдаче игры бессмысленно.

Рамзан Кадыров, президент Чечни:

Вот смотри: когда «Крылышки» на последних минутах били и попали в штангу – они что, такие меткие, что специально промазали и прицельно поражали эту штангу? Это что, договорной, запланированный удар мимо? Ну ведь смешно же. Нам не нужны такие победы – договорные. Нас с кем-то путают. Мы не такие.

Владимир Косогов, тренер клуба «Волочанин-Ратмир»:

Когда я в 2004 году работал со Стукаловым в тульском «Арсенале», приезжали играть с Тереком в Пятигорск, к нам подходит судья Ломалиевич (видимо, речь идет об арбитре из Грозного Лом-Али Ибрагимове – прим. Sports.ru) и говорит: «Отдайте нам игру, нам надо зафиксировать первое место. Вот вам 60 тысяч долларов на всю команду». Стукалов отказался, он честный человек. «Ну тогда мы все равно отдадим судьям».

Сергей Фурсенко, президент РФС:

В ПФЛ постоянно заявляют о том, что у них есть какие-то факты. Если это действительно так, значит, их надо передать правоохранительным органам. Расследование всех нарушений, которые существуют, необходимо довести до логического завершения. ПФЛ должна навести у себя порядок, потому что наибольшее количество такого рода проблем присутствует как раз в первом дивизионе.

Вячеслав Колосков, экс-президент РФС:

Считаю, что в нашем коррумпированном снизу доверху обществе футбол является одним из самых чистых продуктов. Один странный матч за 12 туров – это ничтожно мало.

Андрей Червиченко, экс-президент «Спартака» и «Химок»:

Мне, например, известно, что в пяти турах чемпионата России уже два матча были договорными – берите, ловите и наказывайте. Про судей и говорить не надо – люди, которые разбираются в футболе, смотрят матч и все понимают.

Сергей Фурсенко, президент РФС:

Я знаю 150 матчей, в которых игра шла так же вяло (как в матче «Амкар» – «Ростов» – прим. Sports.ru). Иной раз это объясняется тем, что кто-то плохо бьет по воротам или отлично действует защита. Кроме того, в таких вещах фактор номер один – презумпция невиновности. Если не доказали, то нельзя делать какие-то выводы. Надо спокойно к этому отнестись. В рабочем режиме посмотреть, что к чему. Комитет по этике работает над этим вопросом. Не вижу здесь особых проблем.

Борис Ларин, спецнаблюдатель от премьер-лиги, руководитель юридического отдела РФПЛ:

Нет повода усомниться в том, что игра велась честно. Радует, что в нынешнем сезоне это единственный матч («Амкар» – «Ростов» – прим. Sports.ru) в премьер-лиге, вызвавший некоторые опасения. Мы проверили, они не подтвердились

Евгений Ловчев, эксперт «Советского Спорта»:

За время игроцкой и тренерской карьеры у меня неоднократно возникали ситуации, когда мне и моей команде предлагали сдать матч. Я воспитан теми тренерами, которые при получении таких предложений отказывались, а игрокам говорили: «Надо выйти и порвать соперника, чтобы люди не подумали о нас плохо». Понимаете, ключевая мысль в этой фразе – о том, что люди подумают. Это было важно. А судя по тому, как играл «Ростов», этой команде абсолютно все равно, что скажут о ней болельщики.

Владимир Маслаченко, телекомментатор:

Не могу я поверить, что Олег Протасов участвует в подобных играх. «Ростову» самому позарез нужны очки. С поличным никого не поймали, а все остальное домыслы. Но согласен, что комиссия по этике должна быть последовательной. Вы обладаете информацией о странных матчах? Тогда отчитайтесь, откуда она у вас и как вы ею воспользовались.

Сергей Капков, председатель фонда «Национальная академия футбола»:

Я видел моменты из нижегородского матча, как видел и голы в матче между «СКА-Энергией» и «Волгой». Все – из одной серии. Мне-то на глаза попадаются лишь самые скандальные моменты первенства, мимо которых нельзя пройти. У меня есть аргументы и материалы, которые могу предоставить.

Алексей Гойхман, президент «Нижнего Новгорода»:

Я человек новый в футболе, но насколько мне известно, никто игру со счетом 0:4 не сдает, причем все четыре гола мы пропустили во втором тайме, когда играли в меньшинстве.

Антон Хазов, футболист «Волги»:

Чего уж тут греха таить, скорее, договорные матчи есть, чем нет. Было бы глупо это отрицать. Но эта проблема, которая может решиться только если изменится все наше общество. Футбол – одна из отраслей жизни, и порядки здесь временами те же.

Сергей Капков, председатель фонда «Национальная академия футбола»

Хотите, чтобы я признал, что РФС – неэффективная организация в плане борьбы с договорными матчами и коррупцией в футболе? Я признаю это. У нас же нет фактов коррупции. У нас их уже три года нет. Три года нет коррупции в футболе.

Александр Мостовой, экс-игрок сборной России:

Я считаю, что в России по-прежнему существуют договорные матчи. Когда они закончатся, непонятно. Может, и никогда не закончатся.

При подготовке материала использованы цитаты из интервью, ранее опубликованных Sports.ru, газетами «Спорт день за днем», «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс»