5 мин.

Предел лимита

Некоторые события не нужно объяснять — напротив, они сами дают ответы на множество накопившихся вопросов. Эпохальная летняя трансферная кампания «Рубина» может сказать о планах команды куда больше, чем ее тренер или пресс-служба. Она же лишний раз обращает внимание на более общие проблемы чемпионата России.

Для начала, стало ясно, что «Рубин» не уходит ни в какую тень, не сокращает финансирование, что переходы Семака и Бухарова никак не связаны ни с тем, что тысячелетие Казани осталось далеко позади, ни с уходом со своего поста президента республики Шаймиева. «Не думаю, что «Зенит» хотел ослабить нас, и не думаю, что мы ослабли от перехода Семака и Бухарова. Бог даст, те игроки, которые появятся, будут намного сильнее» — эти слова Курбана Бердыева еще недавно казались излишне оптимистичными, но сейчас совершенно не удивляют; зная фанатичность тренера в деле селекции, можно предположить, что за новичками пристально следили не один месяц. Суммы покупок, их статус и общая активность клуба на трансферном рынке могут означать лишь одно — казанский клуб собирается снова становиться чемпионом в ближайшее время и выступать в Европе лучше, чем раньше.

Во-вторых, стало окончательно понятно, что ведущие российские клубы в общем случае не могут принципиально усилиться российскими футболистами. Основообразующих игроков с российским паспортом крайне ограниченное количество, они очень дороги, каждая такая покупка — сложное и долгое дело, только «Зенит» может поставить их на поток.

Можно, конечно, найти российского игрока, чтобы заткнуть брешь, закрыть позицию, чтобы он выполнял определенные, достаточно узкие функции. В этом смысле приобретения Медведева и Кузьмина максимально эффективны: первый, несмотря на свои 33 года, отлично справляется с тем, чтобы играть несколько отдельно от команды в стиле Филиппо Индзаги (характерно, что перед этим сезоном Бердыев специально выдал Бухарову диски с игрой итальянского форварда) и в первых же двух матчах успел забить гол и заработать пенальти. Олег Кузьмин — футболист, во всех отношениях очень похожий на Виталия Калешина, весьма удачно вписавшегося в игру «Рубина»; вряд ли от него можно ждать какого-то блеска, но на фланге обороны все будет более-менее в порядке.

Большего, пожалуй, и желать было сложно. Курбан Бердыев умеет вырастить игрока основы из перспективного юноши, как получилось с Рязанцевым, Бухаровым и вроде бы получается с нынешним лидером молодежной сборной России Баляйкиным – но это сложная, штучная работа, далеко не всегда заканчивающаяся успехом. Из-за рубежа возвращать особенно некого, ну а лидеры небогатых клубов сейчас вряд ли могут кого-то принципиально усилить, тем более сразу (аренду Корниленко при желании вообще можно счесть попыткой обезопасить себя от загадочным образом разогнавшейся «Томи»).

Так или иначе, игроков типа Мартинса или Карлоса Эдуардо с безлимитными паспортами попросту нет в природе — да и выбор центральных защитников высокого класса весьма скромный. Помимо прочего, «Рубин» определенно хотел найти еще одного форварда, но серия сорвавшихся переходов отодвинула эту идею к следующему трансферному окну.

Вообще, внушительный список игроков, которые реально интересовали «Рубин», но так в нем и не оказались, тоже говорит о многом. В это межсезонье «Зенит» со «Спартаком» и «Рубином» довольно точно сформулировали нынешний уровень претензий российских клубов — он лежит где-то между Аморебьетой и Парехой. Между Куальяреллой и Мартинсом, между Ди Натале и Карлосом Эдуардо. Речь даже не столько о классе или цене, сколько о статусе. Неевропейцы едут гораздо охотнее, чем европейцы, европейцы со сложившимся именем не едут пока что вообще (Кураньи назвать таким европейцем можно, но все-таки сложно).

Поэтому звучные слова агента Карлоса Эдуардо, конечно, следует понимать исключительно как похвалу финансовым возможностям чемпионата России: «Российские клубы сейчас единственные, кто способен делать громкие приобретения. В России много денег для инвестиций». Мнение Даниэля Гуисы, доехавшего до Турции, но все равно готового предпочесть «Рубину» скромный «Эркулес» (где, к слову, уже оказался Давид Трезеге) более репрезентативно: «Я не хочу играть в России, это совершенно точно». Чтобы постепенно менять подобное отношение, нужно больше выигрывать и теснее интегрироваться в общее медийное и трансферное пространство — и вот здесь, хотя «Рубин» и прочие наши лидеры определенно этого хотят, возникает проблема.

Российские клубы, чьи руководители вроде бы голосовали за введение лимита на легионеров, всячески стараются жить отдельно от него, отыскивая футболистов с двумя паспортами и играя разными составами в еврокубках и дома. Очень легко представить, что в октябре в центре обороны «Рубина» в чемпионате России будут играть Шаронов и Орехов, а в еврокубках — Навас и Боккетти. Скорее всего, какими-то подобными ухищрениями будет заниматься и «Спартак». Ради чего, так до сих пор и не ясно. При отсутствии лимита местные футболисты при прочих равных лучше заграничных из-за того, что требуют меньше подъемных, лучше понимают тренера и не просят оплачивать им перелеты на родину. При жестком лимите эти достоинства, конечно, сохраняются, но, к сожалению, исчезает уточнение «при прочих равных».

Руководство российского футбола, которому, как показывает практика, вполне подчиняются формально независимые руководители клубов, приводит аргументы в пользу того, что переход на «осень-зиму» поможет нам стать ближе к Европе, синхронизировав, в частности, трансферные окна. При этом клубы по-прежнему должны играть с более серьезными, чем в Европе, отягощениями — на деле куда более существенными, чем у англичан, чья жесткая эмиграционная политика ничуть не мешает Арсену Венгеру приобретать и ставить в состав тех, кто ему больше нравится, или у итальянцев, которые пользуются тем, что почти у любого аргентинца или бразильца можно найти прадеда-итальянца. Более того, Артем Дзюба или, скажем, Андрей Иванов уже продемонстрировали, что лимит не способствует игре молодых игроков в своих клубах, но при этом прогрессировать они могут и без него, иными способами.

Трансферная кампания «Рубина» показывает, что ведущие российские клубы уже доросли до того, чтобы отменить формальные запреты. Им не нужны десятки игроков, не известных никому, кроме своих агентов — те, кто приходят сейчас, действительно могут помочь добиться важных результатов. Российскому футболу, успевшему доказать свою денежную состоятельность, сейчас особенно важно доказать еще и спортивную, и вынуждать тренеров мучительно тасовать состав ради формальных условностей — все-таки довольно сомнительная идея.