5 мин.

Человек разумный

Сальто с приземлением

Уругвай – футбольный мир, о славных временах которого нам известно только понаслышке. Однако страна помнит, верит, призывает в свои ряды лучших и отправляет их на битву чтобы свершить третье чудо в истории. Как водится, о прежних подвигах каждому городу напоминает свой герой. В уругвайском Сальто таковых нет. Был Роча, но он не из чемпионов, хотя этот шестидесятник доходил со сборной до полуфинала чемпионата мира. Поэтому город живет, глядя через реку Уругвай на Аргентину. У той успехов куда больше.

Именно в этой «местной Ибице» родился Луис Суарес. Стоит ли говорить, что с таким именем и фамилией футбольные амбиции у парня должны были зашкаливать? Когда ему было 16 лет, семья переехала в Монтевидео, чтобы у него была возможность играть за «Насьонал». Через два года Суарес забил за основной состав 12 голов в 29 матчах, и этого оказалось достаточно для того, чтобы переехать в Европу. Голов было бы куда больше, если бы не количество фолов в атаке. «Насьонал» хотел и умел играть Суаресом, но обучить его правилам по суровой уругвайской традиции просто позабыл.

Человек умелый

Суареса привезли в «Гронинген», чтобы разбавить скандинавщину. Эта команда подходила ему только по одному признаку – более боеспособного коллектива в Эредивизие на тот момент было не сыскать. Так что Суарес вписался. Его главное качество – помимо таланта голеадора – желание и умение отрабатывать каждый эпизод до конца. Суарес – шальной и опасный трудоголик. Свой рекордный трансфер в 1,5 миллиона уругваец отработал уже тем, что забил трижды в двух матчах плей-офф против «Утрехта». Вскоре северяне продали Суареса в «Аякс», чтобы веселые колумнисты голландских СМИ могли вдоволь поиздеваться: «Если этот псих сумеет образумиться, значит в «Де Тукомст» действительно поселился Мерлин».

Бесовщина

Время, когда у руля столичной команды встал Хенк Тен Кате, было смутным. Приобретенные по совету тренера Урсаис и Луке оказались недееспособны, ставку тут же сделали новобранца, после чего все предпочли крепко зажмуриться и не открывать глаза в надежде, что все это какой-то дикий бред и чертовщина. Проломленные головы, драки, Хунтелар в качестве опорника и этот купленный вместо рэповатого Бабела... уругвайский бес.

Он не делился мячом, любил кинуться в подкат, да так, чтобы в кость – причем в ситуации, когда и малейшего фола не требовалось. А как отчаянно и бездарно этот парень симулировал... После единоборства с Суаресом с поля частенько уносили вратаря, порой окровавленного. Тормозов не хватало, интеллекта не наблюдалось. Он собирал карточек больше, чем любой даже самый грубый защитник.

Нужно было что-то делать, и после очередного проигрыша аутсайдеру Давидс последний раз показал свой оскал. Никто не знает, что при этом говорил «Питтбуль» и его подельник Стам, как они мотивировали команду – тоже неясно, но сознался Эдгар лишь в одном: уже в раздевалке пришлось пустить в ход кулаки, и досталось многим. Через неделю уругваец, натянувший повязку на разбитую бровь, играл в пас, поднимал за руку все-таки атакованного им голкипера и отрабатывал в обороне. Чудо свершилось.

Шаг к эволюции

Следующий сезон с тренером ван Бастеном и под заголовком «В атаку без полузащиты!» способствовал тому, чтобы удержать сдерживающие чары, наложенные на Суареса вместе с побоями. «Я боялся ван Бастена. Я боялся бегать, бить по воротам и тем более уже разговаривать с ним. Мы все его боялись», – вспоминает он. Эта психология страха, поселившаяся на «Амстердам Арене», пошла уругвайцу на пользу. Зимой, когда Хунтелар покидал «Аякс», Суарес был фактически единственным здоровым номинальным форвардом. То ли от ужаса, то ли от осознания вынужденного взросления уругваец разрыдался прямо на торжественной церемонии. Болельщики снова закрыли глаза руками. Провальная концовка чемпионата, остановленный клубный автобус и переговоры ван Бастена с ультрас прямо на мосту. Перед тренером заслоном стоит Суарес – лидер атак команды. Детство не уходит. Его забирают.

Свой среди своих

«Уругвайский бес» стал капитаном. Поговорить с ним – значит узнать мнение тренерского штаба и услышать как там обстановка в команде. Он настоящий лидер и любимец детворы. Каждый игрок детского «Аякса» считает своим долгом при встрече поблагодарить Суареса за гол на испанском. Он в свою очередь не забывает поздравить их с маленькими победами и частенько приходит гостем на их тренировки. Работа кипит.

За последние два года лучший бомбардир голландского чемпионата успел поиграть на трех позициях в атаке. Он охотно делится мячом, хорошо выбирает позицию для удара. В этом году Суарес выиграл свой первый трофей с «Аяксом» – Кубок Голландии – и побил легионерский рекорд Матея Кежмана, записав на свой счет в Эредивизие 35 голов за сезон..

Это уже не тот парень, который схлопотал красную карточку в дебютном матче за сборную. Наверное поэтому Луис так переживал за Лодейро, удалившегося в первом матче группового турнира чемпионата мира. «Вижу в нем себя. Думаю у него большой потенциал. Непременно должен прибавить и стать игроком основы», – говорит он.

Теперь на каждом матче «Аякса» можно увидеть уругвайский флаг, да и сам Суарес под клубной майкой нередко носит голубую с гербом «урус», чтобы посвятить гол стране, воспитавшей в нем футбольную чертовщину, упорядоченную Европой.