5 мин.

Аргентина – Греция. Легенда и мифы

Намерений взлелеять нулевую ничью Греция не скрывала с первой минуты, только вот ничья – если оценивать ее с позиций турнирной значимости, а не как историческую возможность не проиграть Аргентине – устраивала команду Отто Реххагеля лишь при условии нигерийской победы в Дурбане. Пока Нигерия вела в счете, древнегреческую тактику 9+0+1 еще можно было оправдать. Но минут за десять до перерыва стало известно, что ставка на 0:0 рискует не сработать: Корея отыгралась. А сразу после возвращения на поле забила второй гол – и теперь уже грекам необходимо было выигрывать (если, конечно, они действительно хотели в плей-офф, а не в Афины). И что же? Схема ненадолго трансформировалась в 7+2+1, Греция родила парочку неприятных для Аргентины атак – и снова свернулась в оборонительный панцирь, решив, что пусть уж лучше нигерийцы забьют два мяча в корейские ворота.

Большое спасибо парню с фамилией, немного похожей на греческую, за то, что вбил этой команде гвоздь в «девятку» и избавил нас от нее.

До игры повсюду стрекотали пересуды, мол, Марадона выставит резервный состав и невольно поможет греческой команде пройти в следующий круг. Подразумевалось, видимо, что дон Диего понабрал в состав либо неумех, неспособных обыграть даже Грецию, либо курортников, которые выйдут отбыть номер, отметятся на чемпионате мира и удалятся обратно на лавочку. Мало кому из творцов этого мифа приходило в голову, что даже запасные игроки сборной Аргентины превосходят классом практически любого грека и уж если они получат шанс выйти на поле – шанс, которого в дальнейшем может и не предоставиться, – то костьми лягут, но постараются не облажаться. Да и можно ли называть резервным состав, в котором присутствуют Месси, Верон, Агуэро, Милито? Франция с Италией, к примеру, даже в твердой основе не имеют такого созвездия – а ведь они тоже не по объявлению комплектовались.

Тот же Месси был мотивирован запредельно. Третий матч – а он до сих пор не забил! И хотя легенда гласит, что Пеле в 58-м, Круифф в 74-м, Кемпес в 78-м, Росси в 82-м на групповом этапе тоже не забивали, а Марадона в 86-м и, скажем, Мюллер в том же 74-м отличились лишь однажды, разве это повод расслабиться? К тому же в статусе лучшего футболиста планеты. Поэтому Лео, не задумываясь о спарринговой сущности игры для его команды, усердно рвал греков на куски, словно это был бой «навылет». Вплоть до последней минуты, когда именно его дриблинг и удар создали второй гол.

Этот самый второй гол вообще крайне важен для понимания того, насколько сильна и крепка нынешняя сборная Аргентины. Просто вдумайтесь: концовка проходной игры, счет победный, соперник давно сдался, сдох и даже в контратаку идет пешком, теряя мяч в центральном круге – а аргентинцы упрямо лезут вперед, создают голевые моменты и искренне радуются забитому мячу. Зачем? А затем, что они получают удовольствие от того, насколько здорово у них получается вместе играть в футбол. И когда есть это удовольствие, совершенно неважно, что за игра, какой там в ней счет и скоро ли свисток – хочется еще и еще раз заложить умопомрачительный финт, отдать идеальный пас, красиво пробить. Как же исчезающе мало на этом чемпионате подобных команд!

В том и есть главная заслуга тренера Марадоны, что он создал в коллективе чудесную, «футбольную» атмосферу. Такую, что Англии с Францией остается лишь обзавидоваться и лопнуть. Великий Диего, живая легенда и для многих игроков этой команды кумир детства, на самом деле замечательный общительный дядька. Он не стесняется повиснуть на шее у игрока и прокричать ему в ухо комплимент – а разве есть для футболистов лучшая награда, чем похвала тренера, тем более такого великого человека? Он никогда не скажет о них дурного слова на публике, зато способен блеснуть остроумием и поставить на место кого угодно. И это тоже важно для ребят: знать, что твой начальник не баран и не тиран, а умная и непосредственная личность, которой вслед не свистят и не ухмыляются, а аплодируют.

А еще Марадона, в отличие от почти всех остальных тренеров, великих и ужасных, съехавшихся в ЮАР, не мешает своим парням играть в футбол. Они умеют это делать и без него и уж тем более без этих идиотских схем, в которых погрязли и запутались прочие именитые сборные, не способные самостоятельно, без подсказок тренера, вычислить, какой длины нужны передачи, чтобы забить Алжиру. Марадона занимается куда более важным делом: он объединяет и вдохновляет команду. И это намного более весомый вклад в ее успехи, чем передвигание фишек на доске. Притом что фишки Диего двигает, как и все. И распорядок дня в сборной Аргентины наверняка не вольный. И ограничения разные. Только у других футболисты бузят, а у него играют.

Весьма характерно, что даже этот, бесполезный в принципе, матч Диего страстно хотел выиграть, причем выиграть эффектно, ярко, поэтому и при счете 1:0 не пытался придержать узду, выпуская одного свежего форварда за другим. Он, конечно, идеалист и немного ребенок в этом своем проявлении, но именно таких людей современному футболу очень не хватает. И этому чемпионату – в особенности.

А Латинская Америка тем временем продолжает развенчивание мифа о том, что сильнейший футбол – европейский. Три команды из пяти уже в плей-офф, Парагвай, пожалуй, тоже, да и чилийцы все-таки должны туда пробиться, пусть и через разницу мячей. Плюс Мексика. Чем ответила Европа? Беспомощными Францией, Грецией, Словакией. Пустой Словенией, беззубой Швейцарией. А еще Англией с Италией, штампующими ничьи. Одно из объяснений этой тенденции дал накануне игры сам Марадона, напомнив, что в южноамериканской отборочной группе играют всего 10 команд и в финальный турнир попадают наилучшие, закаленные в сражениях с себе подобными. Тогда как европейцы тратят время и силы на Лихтенштейн, Андорру, Мальту и еще две дюжины слабых соперников. Надо ли удивляться, что они после этого не могут одолеть Новую Зеландию?

Герой матча

Мартин Палермо. 36-летний ветеран приехал в ЮАР с мечтой: увенчать долгую карьеру, в которой были и «золотые бутсы», и сломанные ноги, голом на чемпионате мира. И выполнил ее через девять минут после появления на поле – возможно, единственного на турнире. А команда радовалась его голу так, словно это была не только мартинова, а всеобщая мечта.

Аргентина: Ромеро – 6,0, Бурдиссо – 6,0, Демикелис – 6,5, Отаменди – 6,0, К. Родригес – 6,5, Болатти – 6,0, Верон – 6,5, М. Родригес – 6,5 (Ди Мария – 6,5), Месси – 7,0, Агуэро – 6,0 (Пасторе – 6,0), Милито – 6,0 (Палермо – 6,5).

Греция: Дзорвас – 6,5, Кирьякос – 6,0, Винтра – 5,5, Пападопулос – 5,5, Торосидис – 5,5 (Пацадзоглу – 6,0), Морас – 5,5, Папастатопулос – 5,0, Карагунис – 5,5 (Спиропулос – 5,0), Циолис – 5,5, Кацуранис – 5,5 (Нинис – 5,5), Самарас – 6,0.