4 мин.

Парни из стали

На самом деле сборная Новой Зеландии могла и не поехать на чемпионат мира. Во-первых, потому что в зоне Океании всегда должна была выигрывать Австралия – но эта проблема решилась несколько лет назад к удовольствию обеих команд. Во-вторых, потому что семь месяцев тому назад во втором тайме ответного стыкового матча с Бахрейном один из лучших игроков Азии Саид Аднан бил пенальти – а противостоять ему должен был номинально второй вратарь страны Пастон, которому досталось играть в решающих матчах из-за четырехматчевой дисквалификации Мосса. Если Аднан бы забил, то счет стал бы 1:1 – и в сочетании с нулевой ничьей в первом матче это выводило на чемпионат мира Бахрейн.

Пастон намертво взял удар Аднана. Через три недели голкипер сломает большую берцовую кость и восстановится лишь незадолго до чемпионата мира. То, что случится дальше, уже история – может, не всемирная, но, как минимум, национальная; и пусть на этот раз Пастон не сумел взять пенальти и несколько раз действовал слегка сумбурно, его вклад в успех команды огромен.

Не только турнира вообще, но и каждого отдельного очка и чуть ли не каждого конкретного игрока у «Олл Уайтс» не должно было быть. В сердце полузащиты играют два ветерана: Вицелич и Эллиотт, первый из который объявил о завершении карьеры в сборной еще год назад, а второй и вовсе почти год назад в последний раз играл в футбол на клубном уровне. 36-летний Эллиотт пока что был безупречен, отыграв обе игры без замен, и был куда больше похож на футболиста, которого когда-то решил подписать «Фулхэм», чем на футболиста, начавшего профессионально играть в футбол в 25 лет и практически полностью пропустившего сезоны-06/07, 07/08 и 09/10.

Уинстон Уирему Рид, темнокожий маориец, еще не так давно выступал за датскую молодежку – и вот в его резюме уже есть гол и голевая передача на чемпионате мира. Если бы новозеландские журналисты вовремя не подсуетились, напомнив Риду о турнире, а тренеру Херберту – о Риде, вместо Уинстона мог бы играть в основе Бен Сигмунд, который в юности ушел из регби ради футбола, а четыре года назад ушел с работы, чтобы играть в футбол профессионально. Сигмунд, разумеется, не в обиде; команда Новой Зеландии – это не Франция, тут некому обижаться и незачем. А вышедший на замену Энди Бэррон и вовсе в свободное от футбола время работает инвестиционным банкиром; участие в чемпионате мира для него, в общем-то, лишь крайне важное хобби.

Пытающийся восстановиться к третьему матчу Тим Браун, без которого, казалось, в полузащите «Олл Уайтс» образуется черная дыра, сейчас выступает в качестве эксперта для New Zealand Herald и в качестве одного из важных факторов успеха приводит то, что ни у кого из игроков сборной путь к чемпионату мира не был простым. Это сборная тех, кто много лет сидел на скамейках запасных, играл за дубль, безуспешно ездил на просмотры и изучал стадионы клубов четвертых и пятых дивизионов – и в итоге, не сдавшись, добился-таки успеха. Такие команды выигрывают у чемпионов мира только в кино; в реальности все немного скромнее – они играют с чемпионами мира вничью.

Похоже, в футболе сборных изменилась сама парадигма игры; теперь вопрос не в том, с какой разницей голов уступят аутсайдеры, как, скажем, обстоит дело в баскетболе или регби. Не во всех играх так – лучший игрок мира в покер выиграет у новичка только, очень грубо говоря, семь раз из десяти; в футболе национальных команд при условии тактической и физической готовности аутсайдеров ситуация стала примерно такой же. Не требуется никакой магии: Новая Зеландия не проиграла просто потому, что постаралась и обстоятельства сложились довольно удачно. Не спасает ни признанный тактик Липпи, ни специальная подготовка сборной Италии в условиях высокогорья, призванная улучшить физическую форму. Причем Рики Херберту не понадобилось выезжать за пределы Океании, чтобы научиться тренерскому делу: в современном мире информации столько, что нужно лишь желание ее воспринимать.

Еще один характерный момент: во вчерашнем матче Бразилии Робиньо решил вдруг продемонстрировать технику, исполнив какой-то хитрый финт, но в итоге был остановлен, потерял равновесие, упал и отдал мяч сопернику. Вот она – судьба чистого класса в футболе против желания и мощи. La Gazzetta della Sport назвала сборную Новой Зеландии «командой прекрасных атлетов, но посредственных футболистов». Но мировая тенденция состоит в том, что прекрасный футболист теперь просто обязан быть в первую очередь прекрасным атлетом: даже обладая прекрасной техникой и видением поля, медленный или хилый футболист сможет проявить себя разве что на турнире ветеранов. А из выносливых и быстрых можно сделать команду, даже если они не обладают хоть сколько-нибудь выдающимся мастерством.

Понятно, что если бы Новая Зеландия и Италия играли бы в каком-нибудь большом многокруговом турнире, европейцы оказались бы заметно выше в итоговой таблице. Собственно, и на чемпионате мира они почти наверняка окажутся выше – как бы не менялся футбол, какой-то мировой порядок в нем остается. Новая Зеландия всего лишь показала, что порядок этот больше не имеет абсолютного значения, и 78-я команда мира не обречена ни в каком матче, если она готова к игре и не решила заранее, что проиграет. И приятно (а может, и неслучайно), что эта роль досталась именно стране, за которую играют совершенно земные люди с не самой легкой судьбой. Может, в этот раз их и не должно было тут быть, но когда-то ведь именно такие люди придумали эту игру и сделали ее одним из самых лучших представлений в мире.