Реклама 18+

Главреды. Игорь Коц: «Наши журналисты ходят по минному полю»

Когда футбольный чемпионат России берет паузу, Sports.ru запускает серию интервью с руководителями ведущих российских медиа. Главный редактор и гендиректор «Советского спорта» Игорь Коц рассказывает, как сделать успешный таблоид, поругаться с ЦСКА, избежать бойкота, подарить Курбану Бердыеву пакет муки и переманить кадры у принципиального конкурента.

Прибыль

– Когда вы пришли в «Советский спорт», декларировали цель – сделать народную газету. Прошло шесть с половиной лет. Вам удалось?

– Газета стала прибыльной – это первое. Когда я пришел в «Советский спорт», речь шла о том, что газету надо закрывать, продавать. Хоть я и профессиональный журналист, а написание заметок – мое любимое занятие, в какой-то момент для меня стало важнее доказать: спортивная газета может быть безубыточной. На протяжении последних трех лет мы показываем стабильно высокую прибыль. Со всеми вытекающими: есть возможность вкладываться в дальнейшее развитие проекта, коллектив получает премии. Что касается народности, раз тиражи растут, раз люди газету покупают, значит, она и есть народная.

– Что пришлось сделать, чтобы эта прибыль пошла?

– Для начала радикально поменять состав редакции, процентов на 70. Когда я в нее пришел, то как в первый день рот у меня открылся, так полгода и не закрывался. Я долгие годы работал в «Комсомольской правде», где все было отлажено и четко. Здесь попал в газету, где редакторы отделов не читали заметок. Корреспондент ее писал, засылал в набор, она выходила в газете – не отредактированная, с безумными «косяками». При этом была странная должность, как это называется… «рерайтер». Три или четыре человека переписывали заметки за журналистами. А еще в газете не было планирования. Ни ежедневного, ни недельного. Можете такое представить?

«Кризис еще не грохнул как следует. Он продолжается, и мы начеку»

– Из чего складывается ваша прибыль? Вас больше кормит реклама или тираж?

– Примерно фифти-фифти. У ИД «Комсомольская правда», в который мы входим, очень сильная рекламная служба. За последние годы она здорово поднялась и в спортивном сегменте – даже в прошлом году, кризисном, сработала отлично. Что касается тиражей, за последние годы они поднялись процентов на 10.

– Бросается в глаза, что основная реклама «Советского спорта» – крепкий алкоголь и средства для потенции. Выходит, рекламодатель по-прежнему думает, что читатель спортивной газеты – это немолодой мужик, которому надо выпить и поправить интимную жизнь, но никак не присмотреть себе новую иномарку?

– До кризиса у нас было очень много автомобильной рекламы. Сейчас этот бизнес, к сожалению, упал – и в стране, и в мире. И вообще кризис еще, надо сказать, не грохнул как следует. Он продолжается, и мы начеку. А по поводу потенции… Аудитория нашей газеты на 80 с лишним процентов состоит из мужчин, так что все логично.

– То есть рекламы «Импазы» и других подобных препаратов вы не стесняетесь?

– Любую рекламу я только приветствую. Вообще «Комсомольская правда» в меня вбила респект и любовь к рекламщикам. Это же чувство пытаюсь привить всем сотрудникам, хотя не всегда удается: реклама ведь отбирает у журналиста газетную площадь.

ЦСКА

– Когда говорят о творческих успехах «Спорт-Экспресса», часто вспоминают что-то из публицистики Игоря Рабинера – например, «Бромантановый «Спартак» или «Русский бунт». Три самых значительных истории, которыми особенно гордится «Советский спорт»?

– Да много чего было… Ну вот, например, сериал про договорные матчи, когда мы посылали Антона Лисина в Италию, где он сделал пять или шесть материалов из «Ювентуса» – очень серьезная журналистская работа. Еще был великолепный репортаж Саши Зильберта, когда он работал на Уимблдоне, а в то же время в Лондон на работу в «Челси» приехал Юрий Жирков. Саша оказался единственным, кто встретил его в аэропорту, мгновенно сориентировался и целый день был у Жиркова переводчиком и гидом – материал, по-моему, вышел на десятку с плюсом. Из последнего – ванкуверское интервью Ирины Родниной, которое взял Андрей Ванденко. Интервью стало настоящей информационной бомбой, по сути, с него в российских СМИ начался серьезный разговор о причинах нашего олимпийского фиаско.

«Таблоид – мировой формат. Самый удобный и для подачи, и для чтения»

– В представлении масс спортивная пресса делится так: «Спорт-Экспресс» – серьезное чтиво, «Советский спорт» – спортивный таблоид. Правильно ли считать вашу газету таблоидом?

– Таблоид – это мировой формат. Самый удобный и для подачи информации, и для чтения. И это не имеет никакого отношения к серьезности или легковесности. Политика у нас простая: писать о том, что интересно читателю. И тогда он утром снова купит в киоске нашу газету. И не врать, потому что тогда он ее не купит. А серьезных материалов хватает. Просто, может быть, темы иногда непривычны для читателей, слишком зацикленных на голах-очках-секундах. Очень много пишем о договорняках, о нерадивых спортивных чиновниках, о причинах олимпийских неудач – все это, на мой взгляд, расширяет нашу аудиторию.

– Очевидно, что спортивным изданиям давно недостает своего профсоюза. Вы пытались устроить какую-либо совместную акцию со «Спорт-Экспрессом»?

– Однажды была попытка. Вообще, когда я пришел в «Советский спорт» и узнал, что такие отношения существуют между газетами, для меня это странно было…

– Что за отношения?

– Никаких отношений. Конфронтация двух газет. Я работал в «Комсомолке», у нас были дружественные связи с коллегами-газетчиками. И когда прошлым летом возникла ситуация с бойкотом спортивных СМИ, я сделал попытку как-то сообща ее разрулить. Понимания это не вызвало, думаю, в сегодняшней журналистике это и нереально. Вот и последняя ситуация с «табачным» скандалом в хоккейной сборной – все порознь пишут об этом, но единой позиции нет. А это тот случай, когда она необходима.

– Насколько спортивные медиа сейчас могут называть вещи своими именами? На 100 процентов? На 60? На 20?

– Пожалуй, на 90. Какого-то давления я не ощущаю. Но у нас свои проблемы. Тот же бойкот 2009-го года, когда футбольные клубы отказались с нами контактировать из-за повышенного внимания газеты к договорным матчам, мог серьезно осложнить нам жизнь. Мы как раз готовились к 85-летию газеты и тут за день до юбилея такой подарок. Что называется, с особым цинизмом.

– Бойкот против вас поддержали 13 команд премьер-лиги – все, кроме «Динамо», «Москвы» и «Химок», – но история быстро затихла. Почему?

– В тот же день, когда газете объявили бойкот, нас в своей резиденции принял Владимир Путин, сказал хорошие слова о газете, о ее принципиальной позиции. И как-то очень быстро все замолчали.

«Я думаю, такой матч, как «Терек» – «Крылья», уже не будет сыгран. Все получили острастку»

– Уже почти четыре года вы конфликтуете с ЦСКА после очень странного матча в Ростове-на-Дону. Это правда, что недавно вы почти помирились?

– Были попытки помириться. И с нашей стороны, и со стороны ЦСКА. Ситуация очень простая: ЦСКА хочет, чтобы мы извинились. Я не раз в своей жизни извинялся и как автор заметок, и как редактор – всегда готов признавать ошибки. Но тут другая история: был иск клуба к редакции, был суд, и он выступил на нашей стороне. В чем извиняться? Безусловно, надо искать компромиссы, мы были готовы к ним, предложили свой выход из ситуации, но армейскому руководству этого показалось мало.

Конечно, это нам не помогает работать. Но и для ЦСКА все это не очень здорово. Тем более, думаю, мало кто из болельщиков уже помнит, из-за чего весь сыр-бор. В общем, гоголевская ситуация о том, как поссорились… Нас по-прежнему не пускают на матчи и пресс-конференции ЦСКА, а мы по-прежнему много пишем об армейцах – читатель должен получать информацию о ведущем клубе.

– Незабываемый матч «Терек» – «Крылья» вы перемывали активнее всех. Добились того, чего хотели?

– Да, нам удалось взбаламутить общественность. Мы, кстати, даже конкурс объявляли на лучшее название этой игры. Потому что поначалу никто не называл этот матч договорным, бизнес-матчем. А сейчас уже все говорят о нем, как о реально странном. Я думаю, подобный матч уже не будет сыгран в нашем чемпионате. Многие получили острастку и очень серьезную.

Фишки

– Правда ли, что вы обязали всех журналистов газеты появляться на публике только в одежде с символикой газеты? Тем, кто не соблюдает правило, грозит штраф.

– Да, я написал приказ. Всем выдали футболку, поло, бейсболку, теплую куртку на зимние соревнования. Это дисциплинирует. Это и пиар-ход. Кроме того, люди должны гордиться маркой, на которую работают.

– Разве можно людей творческой профессии облачать в униформу? К тому же кому-то эти футболки и поло справедливо кажутся не самой выдающейся одеждой.

– А почему топовые футбольные клубы ходят в одинаковых цивильных костюмах: пиджаки, галстуки? Клубная униформа. Нет, это очень правильно. Сейчас планируем заказать платочки, носочки и так далее.

– Мнение сотрудников в разработке одежды учитывается?

– Учитывается. Были отказники. Два или три человека были резко против, и мы пошли им навстречу – разрешили не ходить в униформе. Есть и особые случаи: послать на матчи того же ЦСКА человека в футболке «Советского спорта» значит провалить задание. Но вообще, молодежь с удовольствием носит.

«В ЮАР тоже планируем акции – вот футболку Лекхето повезем на его могилу»

– У «Советского спорта» своеобразный стиль подачи событий. Скажем, на пресс-конференции Курбана Бердыева перед первым матчем в Лиге чемпионов ваш корреспондент должен не только задать ему вопрос, но и подарить пакет муки – чтобы первый блин не вышел комом. Перед еврокубковым матчем «Спартака» вручить кому-то из футболистов дротики – чтобы те показали, как заколют соперника. Кто придумывает эти идеи?

– Все вместе на планерках. Редколлегии часто превращаются в обсуждение этих фишек: а чем мы удивим сейчас? Какое превью мы сделаем, чтобы это было необычно? Как правило, до чего-то додумываемся. Иначе будет очень скучно: события-то одни и те же. Как-то надо их разыгрывать и привлекать к себе внимание.

– Кажется, что не всегда это получается стильно и удачно. Не отталкивает ли это молодежную аудиторию?

– Ну, не знаю. По аудитории, согласно последнему замеру Gallup’a, мы впервые вышли на первое место среди российских спортивных СМИ. Мне кажется, молодежи это даже интереснее, чем читателям со стажем. Поэтому такие штуки я всячески поощряю. На чемпионате мира тоже планируем разные акции – вот футболку Лекхето повезем в ЮАР на его могилу... Все это придает дополнительные краски газете.

– Самая сумасшедшая творческая идея, которую вам удалось воплотить в «Советском спорте»?

– Таких много было. Из того, что первым приходит на ум, – перед чемпионатом Европы Дмитрий Туманов доехал автостопом от МКАДа до Германии, где готовилась сборная. С собой он вез флаг России, на котором по дороге собирал автографы для сборной от самых разных людей. Доехал и вручил флаг Хиддинку. Этот исторический снимок мы поместили на обложке.

Алкоголь

– После матча с Голландией на Евро-2008 футболисты сборной скандировали в автобусе: «Отсосите, Ловчев и Севидов, хэй-хэй». Вы воспринимаете это как менеджерскую победу?

– Ну, какая же это победа? Я реально вижу, о ком мы пишем. Речь не обо всех, конечно, ведь скандировали ту гнусность единицы. Прекрасно понимаю, что наши журналисты, – те, которые писали, как Севидов, или пишут, как Ловчев, – ходят по минному полю. Только взрывается оно грязью. Мы никогда не получим комплиментов. Я воспринимаю это как данность. Но слышать это неприятно.

– В том, что российские спортсмены не уважают прессу, есть вина журналистов?

– Это вопрос не только к спортивной прессе. Российская пресса вообще за последние годы потеряла много позиций. Это связано во многом с тем, что газеты ушли от остроты в развлекуху. И в обществе возникает мнение, что репортеры не способны к серьезной качественной работе.

– Что Севидов, что Ловчев – радикалы. Вас это никогда не смущало?

– Я как раз очень рад этому. Был рад. Потеря Севидова невосполнима... Газета как команда, здесь должны быть люди разного амплуа, только тогда она играет по всему читательскому полю. У нас есть Уткин, Ловчев, Цыбанев, Кушанашвили – очень хорошо, что они пишут, думают по-разному. В результате складывается вполне объективная картина футбольных событий.

– Я правильно понимаю, что Ловчев – штатный сотрудник, который работает в газете, то есть получает за свои комментарии зарплату?

– Да, штатный. Мы взяли его на место Юрия Саныча, на ту же должность – футбольного обозревателя.

«Эта заметка про Кавказ. Было бы странно, если бы он оттуда трезвым вернулся. Читатель ему бы не поверил»

– Человек из мира спорта, произведший на вас самое сильное впечатление?

– Лыжница, которая бежала на Олимпиаде с переломанными ребрами, напомните, как зовут... Да, Петра Майдич. Словенка. Я смотрел эту гонку по телевизору, и комок в горле стоял. На следующий день мы отдали ей обложку. А ребята привезли мне из Ванкувера бейсболку с ее автографом. Сейчас она хранится у меня дома на самом дорогом месте. Выдающаяся спортсменка.

– В вашем приложении – «Советском спорте-Футбол» – в работе некоторых авторов часто чувствуется запах алкоголя. Хорошо ли это?

– Да? Это у кого же?

– Например, в последнем номере репортаж Дмитрия Туманова...

– Дима у нас бытописатель. А с кем он там, напомните, выпивал?

– Со спартаковскими болельщиками во Владикавказе. Целый абзац посвящен воспоминаниям о давнем визите автора в Осетию, аккурат на празднования Дня Святого Георгия, которые длятся чуть ли не неделю. «Еле живым выбрался», – завершается пассаж. Но вопрос не к автору, а к менеджеру. Разве это правильно, когда в спортивном издании чересчур много внимания алкоголю? Почему не ввести культ чего-нибудь более полезного? Секса, например.

– Насчет секса надо подумать. А эта заметка про Кавказ, и было бы странно, если бы он трезвым оттуда вернулся. И читатель бы ему не поверил. У нас мужское издание. Мне кажется, это нормально. Тем более, парень пишет с юмором, у него есть самоирония, важнейшее для репортера качество.

Лучшие

– Главный редактор спортивной газеты может считать себя состоятельным человеком?

– Мне хватает, чтобы содержать семью, ездить в отпуск. Но есть гораздо более состоятельные редакторы.

– Возможен ли вариант, при котором «Спорт-Экспресс» захочет перекупить у вас сотрудника или наоборот?

– Пожалуйста. Мы открыты. Не уверен, правда, что в «Советском спорте» найдется много желающих туда уйти. Равно как не думаю, что в «СЭ» много желающих перейти к нам. Хотя я делал предложение двум-трем товарищам. Они были польщены, но отказались. Вообще, это нормально, что существует две такие разные газеты. Без конкуренции в журналистике нельзя, иначе застой. Если бы «СЭ» не было, надо было его придумать. У нас каждая утренняя планерка начинается с того, что свежая голова обозревает номер «Советского спорта» и «Спорт-Экспресса». Где мы им проиграли, где выиграли.

– Вы назовете фамилии тех трех человек?

– Нет, не хочу. Но это очень сильные журналисты. Потому что нам если и требуется усиление, то очень точечное. Нам нужны звездные фамилии, звездные профессионалы.

– Почему, по-вашему, в «Советском спорте» не найдется желающих уйти в «Спорт-Экспресс»?

– У нас, тьфу-тьфу, стабильная финансовая ситуация. Года два назад я читал интервью гендиректора «Спорт-Экспресса» – по-моему, в журнале Forbes – и он говорил, что проект убыточен. В нашем же ИД «Комсомольская правда» все живут с заработанной прибыли. Есть социальная защита у людей, а в наше время это важно. Плюс полная свобода самовыражения. Идти на новое место, где другие правила игры, не каждый решится.

«Я делал предложение двум-трем товарищам из «Спорт-Экспресса». Они были польщены, но отказались»

– Зарплаты российских футболистов сопоставимы с теми, что платят их европейским коллегам. Когда спортивные журналисты в России будут получать столько же, сколько работники The Times, Marca и Gazzeta della Sport?

– У нас политика не зарплатная. Оклады, наверное, не очень большие. Но журналисты очень неплохо зарабатывают на гонорарах. Разумеется, те, кто работает активно. Это нормальный путь. Когда есть фиксированная зарплата и за конкретную заметку человек ничего не получает, это никак, на мой взгляд, не может мотивировать его на ударный труд.

Считаю, что и спортсменам-игровикам было бы правильно перейти на такую систему: заработал, сделал результат – получи. Сегодня почитал материал Паши Лысенкова из Кельна, интервью с Трефиловым – бывшим вратарем, живущим сейчас в Германии. Он рассказал, как устроена немецкая хоккейная лига, где все клубы самоокупаемы. Зарплаты у игроков там такие, что у нас, наверное, в высшей хоккейной лиге получают больше. При этом там приходят по 20 тысяч зрителей на каждый матч. Посмотреть, как Кельн играет против Дюссельдорфа.

– Назовите трех лучших, на ваш взгляд, пишущих журналистов России.

– В спортивных СМИ? Юрий Цыбанев, безусловно. Евгений Дзичковский. Андрей Ванденко.

 

Ищете стройматериалы, садовую технику, товары для дачи по выгодным ценам?! Перед покупкой проверьте актуальные предложения на странице OBI акции.

Популярные комментарии
Тузин Максим
0
Совспорт рулит!!!!!!!!!!
Розарио Андро 2
0
Спавнил вью 2-х редакторов и в пользу СЭкса даже ничего не вижу. Лживый редактор у них,какой-то неживой и слишком пафосный,абсолютно зацикленный на превосходстве их издания . Коц же более живой,человечнее что-ли.
Написать комментарий 38 комментариев

Новости

Реклама 18+