5 мин.

Тень графа

С одной стороны, приятно, что Миодраг Божович вернулся работать в Россию. Но само это возвращение создает довольно неприятный прецедент. Многие наши клубы буксуют на старте – и если у Миодрага вдруг что-то начнет получаться сразу же (что вполне вероятно, учитывая весьма благоприятный календарь), то у руководителей возникнет еще одно основание решать проблемы хирургическим путем.

Найдутся желающие возразить, что менять почти любого тренера на Божовича – дело, в общем-то, хорошее и беспроигрышное. Так вот, по более-менее достоверным сведениям, руководство «Динамо», помимо черногорского специалиста, вполне всерьез рассматривало кандидатуру Анатолия Бышовца, а упоминавшимся иностранным претендентом был Олег Блохин. Отставка же Кобелева была связана не столько с приходом Божовича, сколько с его собственной деятельностью. Если бы Божович все-таки решил остаться в «Днепре», то сейчас могло бы оказаться так, что вместо Кобелева был бы назначен кто-то из этой пары прекрасных советских форвардов. Пожалуй, в этом случае вся ситуация представлялась бы совсем в ином свете.

Главные кандидаты на повторение опыта «Динамо» – это, конечно же, «Спартак», «Локомотив» и «Сатурн», хотя слухи о переменах в «Ростове» настолько нелогичны с точки зрения турнирной таблицы, что тоже вполне могут оказаться правдой. Дело тут не столько даже в результатах команд, сколько в их игре и склонности руководства к решительным действиям. Спаллетти и Слуцкому, хочется верить, ничто не угрожало бы, даже если бы их команды шли медленнее чемпионского графика. Бердыева же, чья команда разучилась не только пропускать, но и забивать, могут снять, наверное, только если «Рубин» вдруг неожиданно вылетит – да и то, пожалуй, с формулировкой «в связи с повышением» (например, до должности главного в Татарстане по победам во всех видах спорта).

У этих главных кандидатов действительно есть игровые проблемы. «Локомотив» демонстрирует невиданную зависимость от одного игрока, который, впрочем, не смог спасти команду от проигрыша трем прямым конкурентам. «Спартак» безуспешно пытается собрать из дырявой защиты, сомнительной опорной зоны, тусклых флангов и как-то сдавшего нападения команду, которой предстоит войти в вечность в качестве завоевателей второй звездочки на эмблему. Гордеев вот сотворил прецедент сам для себя – если так хорошо все пошло, когда сменили Ребера, может, пора повторить трюк и заменить самого Гордеева на кого-то еще? Может, вся эта предпенсионная компания в «Сатурне» просто начинает засыпать от постоянства? Можно было бы выяснить, не сумеет ли ее разбудить, скажем, удачно освободившийся Кобелев.

Все это, на самом деле, не очень радостно. Бразильская модель, где тренеры ходят кругами по клубам, у нас не работает – уволенные часто выбывают из обоймы надолго (вопрос о том, есть ли он нее какой-то толк в самой Бразилии, оставим специалистам по турниру). Карпина представить сейчас в другом клубе РФПЛ очень сложно, как и Семина, пожалуй. А без них чемпионат России, скорее всего, станет еще скучнее. То есть при наличии фантазии можно придумать интересные повороты сюжета – скажем, Славен Билич или Фил Браун придали бы первенству совсем новых красок (так и представляется Одемвинги, которого тренер в перерыве не пускает в раздевалку, заставляя бегать вокруг поля, чтобы он хоть немного устал). Но реальные варианты совсем не такие веселые – условный Олег Блохин сможет лишь разнообразить палитру оттенков хамства в премьер-лиге.

Нужно понимать, что высокие руководители, члены совета директоров и владельцы часто совсем по-другому смотрят на футбол. Это журналистам в массе своей кажется, что Божович лучше, чем Блохин (про Бышовца, пожалуй, лучше и не начинать). Чем лучше? Чем Блохин, ну понятно же. А если представить, что мы никогда не видели команд того и другого, не смотрели на послематчевые конференции и не наблюдали комические миниатюры «Блохин, пять минут садящийся в джип» и «Блохин, изгоняющий польских журналистов», то остаются лишь сухие факты – у Олега Владимировича в карьере есть звучные достижения и медали, не говоря уже об общем футбольном статусе. У Божовича – нет. Правда, у Божовича, так получилось, есть необычно мощная поддержка общественного мнения, успевшего отправить его в сборную – а если бы ее не было, то фаворитом на место главного тренера он мог бы и не стать.

Эйнштейн как-то сказал: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Вообще говоря, это относится и к руководителям тоже. У «Рубина» вот получалось вырываться вперед сразу (хотя для того, чтобы это умение появилось, Бердыеву понадобились не один и не два неудачных сезона), но в спорте далеко не всегда приходят к успехам именно так – хороши бы были, скажем, тренеры Борзаковского, если бы они стаскивали его с дистанции после, так сказать, проваленных первых двухсот метров.

Сэр Алекс Фергюсон выиграл чемпионат Англии на седьмой год работы, причем за первые три года дважды финишировал во второй половине таблицы. Он не смог бы доработать до всех своих трофеев, если бы был тренером «Динамо». И если бы был тренером «Локомотива» или «Спартака», пожалуй, тоже. Да и с «Сатурном», где никто еще не работал в высшем дивизионе подряд больше двух сезонов, скорее всего, могли бы возникнуть проблемы.

Ждать эпохи безоговорочного доминирования семь лет, безусловно, долго и тяжело, и примеров того, как у некоторых тренеров получается выиграть чемпионат с первого же раза, хватает. Можно вспомнить, скажем, об Венгере или Гвардиоле – но где вы видели в России клуб, который можно было бы хоть как-то сравнить с «Барселоной» или «Арсеналом» по разумности внутреннего устройства? Нет, иногда, безусловно, классный состав, удача и характер помогают тренерам, только приняв клуб, нестись по «зеленой волне» до финалов и медалей. Но рассчитывать только на это – все равно что пытаться заработать на жизнь ставками. У одного процента настоящих профессионалов получается (впрочем, без какой-то доли удачи и им не обойтись) – но интересно, многие ли руководители в российском футболе хотя бы сами считают себя отлично понимающими, как устроен футбол?

Среди многочисленных фраз, приписываемых Эйнштейну, есть еще и такая: «Безумие – это бесконечное повторение одного и того же процесса в надежде получить другой результат». Кажется, вот он-то как раз что-то знал про то, как устроен футбол.