5 мин.

Мировая с судьями

В последние недели у Миодрага Божовича берут интервью, наверное, каждый день. У черногорского тренера есть несколько любимых тем: про некоторых людей (своих бывших футболистов, например) он высказывается доброжелательно, про других — с недовольством. Среди тех, кто не нравятся Божовичу, хозяева его бывшего клуба и российские судьи. Последних Миодраг не упускает случая словесно поддеть, если разговор заходит на соответствующую тему. Если обобщить, то в чемпионате России Божовичу судьи очень не понравились, особенно несколько конкретных арбитров.

Вообще, конечно, если воспринимать его слова всерьез (а Миодраг чаще всего говорит разумные вещи, чем и располагает к себе), то дело очень плохо. Потому что Божович играл и тренировал до России на самой разнообразной футбольной периферии. В Сербии, на Кипре, в Японии, в Индонезии. И если, скажем, в недавно появившемся чемпионате Черногории судейство лучше российского, то это просто позор. В таком случае нужно что-то срочно, немедленно делать — вызывать судей и специалистов по подготовке судей из-за границы, перенимать чужие методики, менять руководство и организацию судейского корпуса.

Характерно, что лучшим судьей прошлого сезона в России стал Станислав Сухина, про которого Божович вообще сейчас говорить ничего не хочет. Даже Леонид Слуцкий, тот самый интеллигентный Слуцкий, который, казалось бы, в случае любого поражения будет винить только себя самого, и то высказывался в прошлом сезоне о Сухине в самых радикальных для себя выражениях: «Трагично, если такие судьи претендуют на «Золотую мантию».

У Сухины вообще долгая история работы в премьер-лиге. Безусловно, с годами его мастерство растет, но одно остается неизменным — репутация и отношение со стороны футболистов и тренеров. В адрес Сухины машут руками, Сухину толкают, Сухину обзывают так, что слышно иногда даже телеболельщикам. Когда-то в начале карьеры в премьер-лиге Сухину даже пинали под зад прямо на поле. После матча Сухину обвиняют в поражении проигравшие, используя разнообразные фигуры речи и эвфемизмы. Иногда прямо на поле, как в недавнем финале Кубка Содружества.

Почему человек с красной карточкой в кармане ведет себя настолько пассивно и безо всякого достоинства, объяснить довольно сложно. Возможно, он действительно очень не хочет портить игру, а на недостойное (и неспортивное, кстати) поведение футболистов просто старается не обращать внимания. Но результаты такого поведения чудовищны: футбольный судья превращается в парию, в отщепенца, в главного козла отпущения, что бы ни случилось. Это влияет не только на отношение к Сухине лично, но и на облик остальных его коллег. Игоря Егорова уважают куда больше не из-за того, что он выше классом как судья, но в первую очередь из-за его смелой и независимой манеры держаться, однако таких судей не так много. Впрочем, виктимное поведение Сухины ни в коем случае не оправдание для поведения тренеров и футболистов, которое иногда напоминает какой-то массовый психоз.

Как-то раз я видел на матче «Динамо» любопытного болельщика. Весь матч он вел какой-то нескончаемый диалог с арбитром, в разнообразных выражениях истошно критикуя вообще каждое его действие все более сиплым со временем голосом. Однажды судья дал желтую сопернику, и болельщик, не сразу осознавший, что наказан все-таки не игрок «Динамо», не нашел ничего лучше, чем закончить уже шедшую прямо от сердца фразу так: «Судья!.. Да ты… судья!»

Поведение непосредственных участников игры немногим принципиально отличается от эскапад подобных болельщиков (таких немало, надо сказать). Факты парадоксальны. В РФПЛ утверждают, что не хотят подрывать престиж российского судейства, но те же самые люди критикуют этих же самых судей при первой возможности, зачастую приписывая их ошибкам преступную мотивацию. Решениям арбитров никто не доверяет, но заменять их на иностранцев хотя бы на части матчей или применять другие радикальные меры тоже никто не собирается. Прошлогодняя история с «джентльменским соглашением» по поводу того, чтобы не подавать протесты на судейство хотя бы один круг, вышла невообразимо стыдной: руководители клубов и тренеры не сумели продержаться даже один тур, подав протест в первом же матче. Протест позже отозвали, поскольку, в общем-то, ничего страшного судья Баскаков, как выяснилось, не совершил. Судей считают виновными изначально, обладающими каким-то специфическим судейским первородным грехом.

Эти протесты и громкие устные заявления не имеют ничего общего с попытками изменить ситуацию в лучшую сторону. Они сродни воздеванию рук, которым защитники пытаются заменяют искусственный офсайд, и энергичным жестам при назначении пенальти. Это довольно-таки эгоистичный выброс накипевшего и наболевшего на других, попытка переложить всю свою вину на кого-то еще — иногда складывается впечатление, что если бы не судьи, то все клубы выигрывали бы чемпионат, попадали бы в еврокубки и ни в коем случае бы не вылетали из премьер-лиги. Сами по себе они не ведут ни к каким санкциям: КФА наказывает судей и без всяких протестов от клубов, для этого, в конце концов, существует институт инспекторов.

Реклама 18+

Вообще, конечно, судьи в каком-то смысле устраивают всех именно в своем современном виде. Болельщики получают возможность безнаказанно оскорбить представителя какой-никакой власти, которого они считают виновным в своих бедах. Футболисты, тренеры и руководители имеют удобное «внешнее» объяснение своим ошибкам, они могут ныть и причитать, сколько им вздумается. Судьи как-то работают, что-то зарабатывают, хотя вот арбитр Захаров рассказывает, что многие даже уже не хотят судить премьер-лигу, слишком много там проблем и давления со стороны клубов.

Удачно получилось, что Суперкубок России обошелся без каких-либо проблем с судьями: Сухина выполнил свою роль уверенно, на высоком уровне. Это мог бы быть хороший повод для того, чтобы представители клубов выразили определенное доверие российским судьям, особенно учитывая существенное омоложение судейского корпуса и привлечение изрядного числа новичков. Если решено не привлекать арбитров из-за рубежа, значит, нужно доверять своим. Договоренность об отсутствии протестов и штрафы за критику судей вводились ведь в прошлом не просто так — все же, размышляя с холодной головой, понимают, что судейская тема неприятна и уродлива, что она лишает футбол смысла и очарования.

Или, как вариант, можно поверить Миодрагу Божовичу и многим, многим другим. Можно изменить принцип назначения судей, как-то реформировать руководящие органы, привлечь самых разнообразных специалистов из-за рубежа, хоть из Черногории — и после этого тоже отказаться от протестов, доверяя новым людям и их решениям.

Важно, чтобы не существовало противостояния, пусть даже одностороннего, где кто-то всегда виноват, а кто-то всегда смирно молчит. Судье можно доверять — доверяя людям, которые его назначили; можно воспринимать его, как непреодолимую силу, форс-мажор, нечто отвлеченно-постороннее, на что жаловаться не умнее, чем на погоду. Но воспринимать его, как врага, как никчемного человека, выходящего портить жизнь именно твоей команде, бесполезно и даже вредно. В том, что такое отношение закрепилось, действительно есть доля вины арбитров вроде Сухины, охотно терпящих хамство в свой адрес, но измениться что-то может, лишь если обе стороны начнут движение в сторону конструктивного диалога и взаимного уважения. Все возможности для этого у них есть. Необходимо лишь желание.