9 мин.

Тень сурка

Залипание

48-летний Марчелло Липпи в середине 90-х только выруливал на взлетную полосу своей тренерской карьеры. Завоевав титул клубных чемпионов Европы в сезоне-95/96, спустя год его «Ювентус» получил шанс повторить триумф. Туринский наставник вот-вот мог своими руками озолотить «Старую сеньору» – доселе дважды подряд брать почетный титул реформированной Лиги чемпионов не удавалось никому. Но оказалось, что этот и последующие финалы обернулись для уроженца курортного местечка Виареджо сущим кошмаром. Дубль Карл-Хайнца Ридле объявил о необходимости коронации нового монарха, коим сама себя объявила дортмундская «Боруссия», в финале одолевшая «Ювентус» 3:1.

Все бы ничего, ведь спорта без поражений не бывает, и «бьянконери» отнюдь не собирались сдавать позиции. В подтверждение этому Липпи через год снова вывел свою дружину в финал, который проходил на домашней арене амстердамского «Аякса». Но… история повторилась, и Марчелло оказался во временной петле. Мадридский «Реал» усилиями Предрага Миятовича снова в последний момент выхватил чемпионский кубок прямо из-под носа у «Старой сеньоры».

Почувствовав неладное, специалист решил сменить обстановку и переехать в Милан, где его радушно принял «Интер». Впрочем, продержался он там недолго. Провалив один сезон, во втором начальство «нерадзурри» терпело его всего одну игру, после которой уведомило об отставке. Родной «Ювентус» простил уход Липпи в стан одного из злейших конкурентов и во второй раз открыл для него свои двери. 28 мая 2003 года он проснулся с твердым намерением достать-таки несколько раз ускользнувший лигочемпионский титул. К тому же, раздражитель-то был какой! На поле «Театра мечты» против «Юве» выходил другой апеннинский делегат, «Милан». Основное и дополнительное время одного из самых драматичных финалов в истории завершилось нулевой ничьей. В серии пенальти даже мастерства Буффона не хватило, чтобы остановить Шевченко, который решающим ударом в третий раз оставил Липпи без титула.

Четырехкратный Кларенс

Если Липпи, словно герой Билла Мюррея, который в картине «День сурка» отдал бы все за наступление 3 февраля, тщетно пытался переписать сценарий финальных встреч, то Кларенса Зеедорфа все очень даже устраивало. Если бы тренер спросил совета у голландского игрока, то тот наверняка бы ответил: «Надо почаще менять команды». Хавбек «Аякса» в разгаре 90-х поразил всех не только своей прической, но и невиданным футбольным даром, главным составляющим которого было потрясающее чтение игры. Первый титул Зеедорф завоевал в составе амстердамского «Аякса», причем медаль клубного чемпиона Европы оказалась на шее Кларенса в 19 лет. Вторая – спустя три года в уже упомянутом финале 98-го, в котором сошлись «Ювентус» и «Реал», родившийся в Суринаме полузащитник выходил на поле в майке «королевского клуба».

В 2002-м главного специалиста по лигачемпионским трофеям пригласил в свой клуб Адриано Галлиани. Причем, чисто футбольное мастерство Зеедорфа ценилось, наверное, немногим более, нежели его магическая способность притягивать Кубки чемпионов. И что вы думаете? Первый же сезон воспитанника аяксовской футбольной школы в «Милане» завершился… финалом Лиги чемпионов. А на тренерской скамейке соперника в тот майский вечер был… Марчелло Липпи, руководящий «Ювентусом». Вот такие выкрутасы порой выдает футбольная история, с завидной периодичностью снабжающая коллекцию миланской 10-ки медалями. Отдохнув год, Зеедорф снова оказался в решающем матче года, состоявшемся на стамбульском «Ататюрке». Подробности той игры, наверное, напоминать не стоит, «россонери» в серии пенальти уступили «Ливерпулю». Но Кларенс вместе с «Миланом» исправился. И мало того, сделал это в матче против своих английских обидчиков. В 2007 году он попал в символическую сборную УЕФА и стал единственным игроком планеты, выигрывавшим Кубок европейских чемпионов с тремя разными командами.

Бузникин знает дорогу

Нападающий Максим Бузникин за свою карьеру стал проводником в первый дивизион для четырех разных клубов. Болельщики команд, привычно обитающие в болотных областях турнирной таблицы, знают, придет Бузникин – жди беды. Фарватер во вторую по значимости лигу страны нападающий впервые исследовал в 19-летнем возрасте, будучи игроком «Лады». Тогда тольяттинский клуб на 18 очков отстал от «Жемчужины», которая успела вскочить на спасительное 14-е место.

Далее карьера игрока пошла ввысь, дошло даже до того, что игрок утвердился в статусе звезды и одного из самых узнаваемых футболистов, став героем светских хроник и «желтой» прессы. Но продлилось это недолго. Сначала Максим потерял место в сборной, затем в «Спартаке, а после и в «Локомотиве». Но опыт в его багаже за это время собрался неплохой. Это как раз и нужно было «Ротору», который давал сигнал SOS на протяжении всего 2004 года. Но 12 матчей в футболке волгоградцев, как оказалось позже, игрок отбегал вхолостую. Команда навсегда провалилась в бездну.

Затем Бузникина позвал в «Ростов» Сергей Балахнин. На берегах Дона большими амбициями похвастать не могли, и клуб, в 2006-м удержавшийся в премьер-лиге, спустя год не выдержал и сорвался в первый дивизион. Нападающему такие перспективы оказались не по душе, и он перешел в ярославский «Шинник», который, напротив, только-только получил путевку в элиту. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Бузникина снова отвезли в первый дивизион. Где он начнет следующий сезон, пока умалчивается. Может, в «Ростове»? Правда, там снова приглашать Максима слегка побаиваются.

На пятый круг

Йожеф Йожефович Сабо за свою тренерскую карьеру пять раз заходил на посадку в киевском «Динамо». На работу в штаб бело-голубых он поступил в начале 90-х, сменив на мостике Анатолия Пузача. Затем, правда, ему пришлось немного потесниться, в команду вернулся Валерий Лобановский. Специалист прославился своими жесткими методами работы с подопечными. Поговаривают, что он, прознав о том, что Андрей Шевченко балуется сигаретками, криком отбил всякую тягу молодого игрока к табачному дыму. Не сделай он это, возможно, не получил бы Шева европейского признания.

В период с 93-го по 97-й год Сабо возглавлял бело-голубых три (!) раза. Потом на три года он отчалил в сборную Украины, а затем вернулся в киевский клуб на руководящий пост. О тренерском ремесле Сабо в ту пору начал постепенно забывать, однако форс-мажорные обстоятельства вынудили его возобновить тренерскую карьеру. В 2004 был уволен Алексей Михайличенко за поражение в домашнем матче квалификационного раунда Лиги чемпионов от «Трабзонспора». Свою миссию Йожеф Йожефович выполнил, команда пробилась в групповой этап, а затем едва не пробурила себе дорогу в плей-офф.

Аналогичный сюжет повторился и в 2007-м, когда после поражения от «Ромы» в Лиге чемпионов заявление по собственному желанию написал Анатолий Демьяненко. Игорь Суркис уговорил Сабо в пятый раз стать наставником киевлян. Двухмесячная работа на должности главного тренера увенчалась скандалом. Именно так Йожеф Сабо покинул клуб, в котором отработал почти полвека. Возможность своего шестого возвращения в «Динамо» украинский специалист решительно исключает: «Возможен ли новый приход в «Динамо»? В эту команду не вернусь никогда. В «Динамо» я пробыл 49 лет, сделал для него немало. Мою фамилию невозможно стереть, как кое-кому хочется. Сейчас упрекают: «Сабо постоянно мелькает в газетах...» А что – мне нельзя говорить? Нельзя приходить на телевидение? Нельзя с вами встретиться? Да, я открыто заявляю – в киевском «Динамо» меня оскорбили! Это была не отставка. Меня «сократили». Да, уволили по сокращению штатов. Но я все выдержал. И все равно докажу, что я – Специалист с большой буквы».

Сергей Балахнин, равно как и Йожеф Сабо, с трудом расставался с родным «Ростовом» и через некоторое время возвращался назад. Тренер, который в бытность игроком успел поиграть даже в Финляндии, возглавил «Ростсельмаш» в декабре 2000-го, получив шанс основательно подготовить команду к сезону. Но старт не задался, в семи матчах не было одержано ни единой победы, что послужило причиной к отставке. Следующего пришествия Балахнина «Ростов» ждал чуть больше года. Но молодой специалист, придя в команду в конце лета, опять же не задержался, проработав до декабря и уступив место Виталию Шевченко. Позже начальство все же пожалело о своем решении и совершило обратную тренерскую рокировку. Затем Сергей Николаевич достиг высшего достижения в карьере, внеся в свою биографию запись об участии в финале Кубка России, в котором его подопечные уступили московскому «Спартаку». Ну и, наконец, заключительный, четвертый раз, Балахнин пришел в «Ростов» 11 августа 2005-го. И проработал рекордные два года, в которые, впрочем, команда барахталась внизу турнирной таблицы, а в 2007-м попала в критическую ситуацию, которая заставила начальство уволить Балахнина и пригласить спасателя в лице Олега Долматова.

Трудный ребенок

Если предыдущие герои нашего материала отмечались преимущественно спортивными достижениями/неудачами, то два следующих по сей день выделяются в околофутбольном плане. Марлон Кинг и Ахмед Мидо на протяжении всей карьеры действуют по следующей схеме: приход в команду, разногласия с главным тренером, жалобы на непонимание, аренда, продажа. Как правило, этот цикл занимает не двух лет.

Египетский форвард впервые продемонстрировал свой характер Европе в «Аяксе». Команду тогда тренировал Роналд Куман – другой любитель поскандалить и железной рукой навести порядок. Через прессу игрок и тренер обменивались всяческими колкостями и дошли того, что вместе работать было уже невозможно. Куман, обвинив Мидо в безответственности и разгильдяйстве, сдал того в аренду «Сельте». Пытаясь найти команду, соответствующую своим амбициям, африканец в следующие три года сменил три клуба в трех разных чемпионатах. Из французской лиги, где он защищал цвета «Марселя», Ахмед переехал в английскую премьер-лигу, по пути остановившись в «Роме». Первым пристанищем в Британии стал «Тоттенхэм». Поначалу все было неплохо, он даже какое-то играл роль главного забивалы «шпор». Но затем Мартин Йол, как и несколько лет назад Куман, сказал, что Мидо не относиться должным образом к делу и проявляет неуважение к тренерскому штабу и товарищам по команде.

Игрока этапировали в «Мидлсбро». Но и там на него не смогли найти управу. Гарет Саутгейт проявлял терпение на протяжении почти двух лет, но в январе этого года не выдержал и, не задумываясь, отдал Мидо взаймы «Уигану».

Ямайского аналога египтянина зовут Марлон Кинг. Нападающий, который в период с 2003 по 2009 год сменил шесть клубов, честно трудился, чтобы заработать славу неисправимого скандалиста. Для этого нужно было в одном из казино городка Скарборо устроить потасовку с партнером по команде, а затем в лондонском ночном клубе с кулаками налететь на 20-летнюю девушку. Тренерам с этим товарищем было также нелегко. По очереди перевоспитать трудного ребенка безуспешно пытались Джо Киннэйр, Кевин Блэкуэлл, Адриан Бутройд и Фил Браун. Сейчас же за дело взялся другой знаток трудных характеров Гарет Саутгейт.