4 мин.

Диего М

Избавьтесь от малозначимых стереотипов – лишь тогда удастся сполна оценить масштаб теперешнего величия Диего. К Милито, словно репей, прилипли два расхожих заблуждения – он вроде как мало раскручен (совсем не так, как кое-кто из его соотечественников и тезок) и, дескать, поздновато расцвел (раньше так говорили про Тото Скилаччи, Оливера Бирхоффа и Луку Тони). Туфта это все, забудьте.

Проблема запоздалого созревания футболистов – на самом деле проблема тех, кто это созревание поздно замечает. Милито-старший и впрямь засиделся на родине – «Расинг» из Авельянеды он покинул только в 25, а потом еще на 18 месяцев увяз в серии В. По большому счету, в медиамекке футбольного мира Диего распробовали только в середине десятилетия, в Сарагосе, когда ему уже стукнуло 27. Его ли это вина? Да нет же – тех, кто пробовал.

Меж тем в сборной Диего дебютировал почти 7 лет назад, а в 22 года привел «Расинг» к победе в турнире апертуры. В начале века в Аргентине чуть ли не ежемесячно вспыхивали и вполне ярко сияли новые голеадоры – Кавенаги, Сава, Ромео, Кардетти, Фариас, Нанни. Милито мог бы и затеряться среди них – на короткой дистанции аргентинского сезона он забивал поменьше, зато в перспективе оказался куда более продуктивным и долгоиграющим бомбардиром. Если те же Ромео с Нанни, перемахнув океан, повторили судьбу воздушного шарика, приземлившегося на кактус, то Милито за полтора года в Италии умудрился наколотить почти столько же, сколько за 5 лет дома.

Самый европейский из всех аргентинских нападающих – такое определение Диего к лицу, в отличие от чепухи про невеликий PR-коэффициент оно не отдаляет, а приближает нас к разгадке – отчего же нынче он столь могуч и впечатляющ. Старосветскость Милито не столько в профессиональных характеристиках, сколько в ментальности, в околофутбольном поведении. Он не канючил трансфер в суперклуб, хотя многажды был зван в элитные клубы, и стоически переживал как барахтанье в серии В, так и аутсайдерство в Ла Лиге, не срывался по любому поводу в Буэнос-Айрес. Имея конкретное предложение от «Тоттенхэма», Диего романтично вернулся в «Дженоа» – а все потому, что с генуэзской тифозерией у него давняя, крепкая и пылкая взаимная любовь.

В Лигурию Милито занесло почти по недоразумению. Эксцентричному владельцу «Дженоа» Энрико Прециози не хватало царя в голове, зато миллионов на счете было в достатке – свое состояние он сколотил на продаже детских игрушек. Мча на всех парах в серию А, магнат сформировал отличную бригаду из Алдаира, Бехрами, Росси, Тедеско и захомутанного за бесценок Милито, и когда до серии А оставался один шаг, Прециози для верности купил победу у «Венеции». Вот только генуэзцы с венецианцами оказались меньшими аккуратистами, чем их грозненские и самарские коллеги. Афера вскрылась, «Дженоа» спровадили в третий дивизион, а часть трансфера Милито пришлось уступить «Сарагосе».

Вы скажете: вот не повезло-то человеку с карьерой. Спорно. Кому не повезло, так это его младшему брату. Габриэля покупал «Реал», а потом браковал. Его, плюя на медицинские отчеты мадридцев, купила «Барса», а потом лечила полтора года…

А вот Диего шагал вперед, развивался, забивал все больше и больше, несмотря на все превратности судьбы. «Дженоа» рассыпался с лихостью карточного домика, пусть потом и собрался. «Сарагоса», к моменту его прихода, мнилась вполне себе перспективным проектом, но через пару лет бездарно сгинула из примеры. Милито все было нипочем: 55 голов в Италии, 53 – в Испании.

…Серия А, конечно, низко пала, сделавшись свалкою отходов испанского производства, – Роналдиньо, Это’О, Снейдер, Хунтелар, Касерес, чуть раньше – Фигу с Роналдо. Однако ж Милито в этом ряду определенно лишний. В Испании он был успешен и востребован. «Реал» с «Барсой» принюхивались к нему два года, да так и не сподобились на серьезное предложение. Опять же, их проблемы.

А вот кто всецело ощутил объем нераскрытого потенциала Милито, так это Жозе Моуринью. Признайтесь, многие из вас приняли покупку «Интером» Диего за обыкновенный барский выброс восьмизначной суммы на второго снайпера лиги. С высоты прожитых месяцев стало очевидно, что именно приход Милито (во всяком случае, его – в первую очередь) и последующая игра Диего сделали «Интер» подлинно моуриньевским, позволили Жозе авторизоваться в команде. Лишь в сезоне-09/10 «Интер» обрел неповторимые черты своего португальского творца, и Милито, несомненно, – самая яркая, самая кричащая из красок. Диего демонополизировал нападение «нерадзурри» – он много забивает (13 голов в серии и один – в ЛЧ), но при этом, в отличие от Златана, не замыкает на себе всю атакующую игру команды.

Под началом Моуринью Милито обнажил сокрытые доселе грани своего таланта. Он готов менять сферу своего применения прямо по ходу матча – и даже не столько позиционно, сколько ролево. В «Интере» – вы не забыли? – есть ведь еще и Это’О, так вот Милито ничего не стоит углубиться в подыгрыш, дрейфуя в бушующих волнах свирепой черно-синей атаки, а в следующую минуту превратиться в наконечника копья. Глядя воскресным вечером на концерт 30-летнего аргентинца на «Джузеппе Меацца», возникал только один вопрос – а есть хоть что-то, чего он не умеет?

И бессмысленно сопоставлять Милито с прошлыми фаворитами Моуринью, скажем, с Дрогба. Сам Жозе сказал: «Они как ван Гог и Шагал». Диего действительно совсем другой, совершенно грандиозный футболист. Лучший в сегодняшней серии А.

P.S. Впервые этот текст был опубликован на Sports.ru 27 января 2010 года.