9 мин.

Сбросить с паровоза современности

Мате Гвинианидзе

Скауты тбилисского «Динамо» приметили шестилетнего Матэ, когда тот играл на улице с друзьями, и пригласили на тренировку: в динамовской школе защитник дорос до уровня юношеской сборной Грузии, а, достигнув совершеннолетия, подписал контракт с московским «Локомотивом». Гвинианидзе очень понравился Семину, поэтому соглашение заключили сразу на 5 лет. Универсальный защитник под руководством Семина вполне мог превратиться во «второго Асатиани» (а Малхаз тогда был лучшим защитником чемпионата), но Юрий Палыч из «Локомотива» вскоре ушел, а при его преемнике Матэ сыграл лишь 4 матча за дубль. Неудивительно, что футболисту пришлось искать лучшей доли, в поисках которой он оказался в Мюнхене, где тогдашний тренер «Мюнхена 1860» Вальтер Шахнер решил: «Сразу брать! Это усиление для команды». Трансфер Гвинианидзе стоил всего 100 000 евро. Заметим, что Шахнер вдохновился игрой грузина, но никак не паспортными данными, долгое время австрийский тренер называл его просто «Мате», будучи не в силах выговорить фамилию.

Как говорил Гвинианидзе, «все в команде приняли меня хорошо. А это чувство для меня и моих достижений очень важно. Вторая лига в Германии очень сильная. Я в каждой игре и на каждой тренировке получаю что-то новое». Матэ силен в верховой борьбе, обладает хорошим видением поля, начинает атаки, у него поставлен удар и единственной проблемой является место «Мюнхена» во второй бундеслиге. Похоже, подняться со своей командой дивизионом выше у Гвинианидзе не получится, а сам он нынешний дивизион постепенно перерастает.

Символично, что опеку над молодым футболистом в новой команде взял Неманья Вучичевич, также не заигравший когда-то в «Локо». Впрочем, поддержал юношу не только бывший железнодорожник: «Я чувствую себя в Мюнхене как рыба в воде. Команда просто супер». Не пошатнулись позиции Гвинианидзе на правом фланге обороны и после смены тренера: и Штефан Ройтер, и Марко Курц ставили его в состав, контракт продлили уже до 2011 года, да и новый тренер сборной Грузии Эктор Купер продолжает вызывать Матэ на игры.

Николай Жиляев

Из нижегородской СДЮШОР №8 юный форвард отправился в Москву: «Титан», «Крылатское», а с 2004 года второй состав «Локомотива». Отличная стартовая скорость привлекла внимание тренеров: в 2006 году Жиляева начали подпускать к тренировкам основной команды, он попал в заявку на кубковый матч против «Анжи». Но сменивший Славолюба Муслина Бышовец в помощи молодежи не нуждался, в 2007 Жиляев отправился в аренду в иркутскую «Звезду». Николай признался: «В «Звезде» я был «джокером». Мне было комфортно в Иркутске, я видел, что тренер доверяет мне. Когда мы уезжали в Москву, руководство и тренерский штаб «Звезды» сказали мне и Денису Глушакову, что всегда рады нас видеть в своей команде. Думаю, это о чем-то говорит». О чем-то говорили и 7 забитых мячей. Но тренер железнодорожников (на этот раз Рахимов), понимая, что конкуренцию с Сычевым и Одемвинги Николаю не выиграть, предложил нападающему поехать в пермский «Амкар». Начало чемпионата неожиданно вывело Жиляева в лидеры гонки бомбардиров: он забил по голу в двух стартовых матчах, правда, после этого замолчал. Впрочем, все у молодого нападающего впереди, нужно только прибавить в реализации моментов.

Иван Старков

Другой футболист «Амкара» – Иван Старков – успел поиграть в «Локомотиве» не только во второй команде: в 2005 и 2007 году он выступал за дублеров, а вот в 2006 году — за основной состав. Самый молодой игрок железнодорожников в сезоне 2006, Иван забил первый мяч «Локомотива» в том чемпионате в матче против «Луча-Энергии» и получил бронзовые медали. Анатолий Бышовец отправил Ивана в аренду в «Ростов», а Рахимов – в свой бывший клуб «Амкар». На поле Иван появляется не всегда, но вклад в результаты пермского клуба внес серьезный: каждый из 2 его голов («Сатурну» и «Лучу-Энергии») приносил пермякам по три очка. Интересно, что Старков, играющий на левом фланге полузащиты, в родном Барнауле начинал центральным защитником и на этой позиции играл до 15 лет.

Луис Селсо Онорато

Известный под прозвищем Селсиньо семнадцатилетний юноша считался одним из самых перспективных игроков Бразилии. В 2006 году после молодежного чемпионата мира в Перу «Локомотиву» пришлось спешно раскошеливаться на 5 миллионов евро, чтобы опередить других желающих заполучить в команду «будущего Роналдиньо». И это при том, что в официальных матчах бразильский вундеркинд мог сыграть не раньше лета, когда ему исполнится восемнадцать. Как было не потратиться, если играл Селсиньо вот так:

Заметим, что после того молодежного чемпионата в Россию приехали еще Рамон и Эркин Джанер, но если ЦСКА не спешит и постепенно подводит футболистов к основе, то в «Локомотиве» от Селсо ждали мгновенного прогресса. Не дождались: сначала отдали в арнеду «Спортингу», а потом и вовсе продали затосковавшего бразильца всего за 2 миллиона евро. За «Локомотив» бразилец успел сыграть 4 матча и забить «Ростову», в «Спортинге» ему дали провести за основу 7 игр, а после отправили набираться сил в «Эштрелу ди Амадору». «Эштрела», конечно, середняк, но там Селсиньо сможет почувствовать себя лидером, после чего и возвращение в «Спортинг» не за горами.

Павел Пласконный

Уроженец Белыничей (Могилевская область) Пласконный начинал в молодежном составе «Локомотива», затем был переведен в дублирующий. На поле он появился лишь один раз: в проигранном «Торпедо-Металлургу» (помните такой клуб?) матче Кубка премьер-лиги (помните такой турнир?) заменил Милана Обрадовича (вопрос понятен). Тренеры «Локомотива» и журналисты спрашивали: «А вам никогда не казалось, что с вашими данными — хорошим ударом, техникой, умением видеть поле — вы могли бы играть на позиции полузащитника?» Пласконный отвечал: «Пробовал, но не мое это дело. Уж лучше со всеми этими данными быть защитником и подключаться к атакам своей команды».

С желанием играть в защите 20-летний футболист на правах свободного агента вернулся в Белоруссию, в солигорский «Шахтер». Отыграв там три сезона и выиграв золотые медали чемпионата Белоруссии, Павел решил выходить на новый уровень и занялся поиском нового клуба: ездил на просмотр в «Химки» и «Лацио». Он и сам признавался: «Да, мы постоянно ходили в лидерах белорусского футбола, но в еврокубках раз за разом проваливались. Мне же хотелось большего, например, пройти один или даже два раунда в Лиге чемпионов или Кубке Интертото. Я ждал с нетерпением этих матчей, надеялся, ну вот, сейчас-то уж точно всем покажем, кто мы есть. На поверку все выходило иначе, появлялась профессиональная неудовлетворенность. Я же по натуре такой человек, что обязательно стремлюсь к прогрессу». Ни «Лацио», ни «Химкам», где сказали, что для защитника у него слишком доброе лицо, Павел не очень понравился, и в итоге защитник уехал в Грецию, в афинский «Панионис». Видимо, «Панионис» куда слабее «Химок».

Назир Кажаров

Кажаров вырос в Кабардино-Балкарии, и уже в 14 лет вместе со своим детским тренером поехал в Москву. Проучившись два года в школе «Локомотива», он не смог попасть в дубль команды и в 2004 году оказался в фарм-клубе московских железнодорожников, тоже «Локомотиве», но калужском. Впрочем, уже через два месяца он был отчислен оттуда, а летом 2005 года начал тренироваться в составе «Спортакадемклуба». Пробовал пробиться в марсельский «Олимпик»: полгода тренировался с основным составом, а играл в третьем дивизионе французского чемпионата. Когда летом 2007 года у Кажарова закончился контракт со «Спортакадемклубом», его приобрел клуб из родной Кабардино-Балкарии – нальчикский «Спартак». Там Кажаров наконец-то нашел себя: «Всем доволен в клубе и готов играть тут вечно. Если мне позже предложат еще раз продлить контракт, я соглашусь. Я хочу стать основным форвардом и радовать голами наших преданных болельщиков». И пусть в нынешнем сезоне Кажаров забил лишь однажды, зато как: победный гол на 90-й минуте в матче с ЦСКА дорого стоит. Востребован форвард и на уровне сборных, его регулярно вызывают в молодежную команду.

Евгений Савин

В футболках каких только клубов не выходил на поле к своим 24-м годам Евгений Савин: «Ротор», «Рязань», «Томь», «Анжи», «Химки», «Амкар» и вот теперь «Крылья Советов». Успел уроженец Тобольска засветиться и в молодежном составе «Локомотива», правда, ничем не запомнился. А вот когда в 2007 году он заблистал в «Амкаре» и заинтересовал московские клубы, «Локо» был готов выложить за него 5 миллионов долларов. Тогда Евгений говорил, что «изначально было три предложения из московских клубов, но после некоторого раздумья я решил не подписывать контракт с армейцами» и оценил ситуацию так: «После ухода О’Коннора шансы на попадание в «основу» значительно повышаются... Самое важное, что я смогу раскрыться в новом клубе и принести ему большую пользу».

Однако пользу «Локомотиву» Савин все-таки не принес, перебравшись даже не в ЦСКА, а в самарские «Крылья». Евгений был вызван Александром Бородюком в молодежную и олимпийскую сборные России в 2006 году и принял участие во всех играх 6 играх, забив 3 мяча, а в марте 2007 года даже приглашался в национальную сборную, попав в заявку на игру с Эстонией. Впрочем, у лучшего спортсмена Тобольска 2006 года все еще впереди: трехмиллионный трансфер себя оправдал, а Савин начал играть не только на позиции страйкера, но и на фланге.

Александр Кокорин

Про Александра Кокорина пока что рассказывать долго не получается: известно, что в начале года нападающий юношеской сборной России (1991 года рождения) подписал 3-летний контракт с «Динамо», перейдя из «Локомотива», в школе которого занимался на протяжении шести лет, не раз был лучшим нападающим в первенстве московских спортшкол. Кокорин начинал в Воронеже под руководством отца, в 9 лет приехал в «Спартак», но там ему не смогли предоставить жилье. Смогли в «Локо», но всего через несколько лет не удержали своего молодого форварда. Неизвестно как долго Кокорин добирался бы в основу «Динамо», если бы не кадровый голод, а так Александр вынужденно появившись на поле в матче с «Сатурном» забил самый «молодой» гол чемпионата, помог вытащить проигранный было матч, а вскоре отличился в игре с некогда родным «Локомотивом», отцепив некогда родной состав от эшелона претендентов на медали. Наверное, в этот момент руководство железнодорожников особенно сильно жалело об упущенных возможностях и футболистах, сброшенных им когда-то с паровоза современности.