3 мин.

Алхимик

Эти слова, на самом деле, очень точно характеризуют способ Бердыева справляться со своими обязанностями. Дело в том, что тренерская работа связана с переживаниями совершенно особого рода. Стресс хирурга или авиадиспетчера вызван необходимостью все время контролировать себя, каждое свое действие. У тренера все наоборот. Занятие, успех в котором, как бы ты все тщательно ни спланировал, зависит от того, отскочит ли мяч после удара Романа Адамова в поле или в ворота, не может не сказываться на психике.

Со стрессом этим можно справляться разными способами. Кто-то просто легко относится к жизни. Выиграли, проиграли — ну и ладно, все в порядке, работаем дальше. Таких счастливчиков, впрочем, мало, да и не всегда понятно, не является ли их жизнелюбие привычной маской. Кто-то пытается персонифицировать судьбу и постоянно ищет врагов, словно всю жизнь плывет против какого-то течения. Таких в нашем российском тренерском цехе хватает. Кто-то банально пьет, хотя средство это снимает только симптомы, а не причину.

Курбан Бекиевич пытается решить проблему упорной, непрестанной работой. В «Рубине» он больше, чем просто тренер — Бердыев дотошно занимается селекцией, а также является вице-президентом клуба. Константин Сарсания рассказывал, что в межсезонье Бердыев почти не спит, в свободное от тренировок время до глубокой ночи просматривая матчи. Это уже не просто профессионализм, а особый образ жизни, сочетающий суеверность летчика и скрупулезность ученого; хотя, в общем-то, и то, и другое — лишь способ как можно более расширить область своего контроля. Бердыева легко представить придворным алхимиком, всеми средствами пытающимся получить философский камень. Вот и молчит — алхимику не пристало говорить о своих секретах, правда ведь? Особенно если пока что он не научился превращать обычные металлы в золото.

Но Бердыев все же научился. Смешивая ингредиенты и изучая реакции, он, наконец, получил то сочетание, которое позволяет выигрывать — по крайней мере, в чемпионате России. Некоторые говорят, что дело в деньгах — вроде как золото проще всего получать из золота; Бердыев отвечает им, что бюджет команды не меняется третий год. Некоторые пытаются намекнуть, что деньги эти потратили на покупку не своих, а чужих игроков — но этот «Рубин», что ни говори, обыграл всех записных фаворитов. Не забывайте, что команда укомплектована хотя и толково, но все же не вполне так, как хотелось бы тренеру; на своей июльской пресс-конференции Бердыев говорил, что ему не хватает в команде человека, умеющего, как Бояринцев или Домингес, регулярно делать точные подачи в нужную зону. А ведь игра «Рубина» все последние годы была крепко завязана на этих самых штрафных и угловых, выполняющихся с отточенностью циркового номера.

Вопрос в том, что будет дальше. Большой друг Бердыева Ваит Талгаев всего через год после феноменального для «Терека» сезона-2004, когда команда из Грозного выиграла Кубок России, оставил тренерскую работу. Не все чудеса можно повторить на бис. Настораживает и тот факт, что в новых турнирах «Рубин» при Бердыеве дебютирует провально: в премьер-лиге начали с рекордного для новичков поражения со счетом 0:4, в Кубке УЕФА случился конфуз с венским «Рапидом», когда после выездной победы 2:0 казанцы умудрились проиграть дома с разницей в три мяча.

Впрочем, Курбан Бекиевич умеет учиться, в том числе и на своих ошибках, а в Лиге Чемпионов «Рубину» предстоит провести минимум шесть матчей. При всей внешней замкнутости и нелюдимости он вовсе не догматик — как-никак, футболистом Бердыев был незаурядным, исключительно техничным и изобретательным. Отлично играет в этом году Шаронов, которого в свое время Бердыев подозревал в сдаче матчей и фактически выжил из клуба, не желая поднимать игроку сборной зарплату. Еще недавно туркменский специалист был категорически против любых югославских футболистов — а сейчас Милошевич и Томас приносят команде немалую пользу.

Не стоит ждать разве что, что заметно изменится манера общения Бердыева. Вполне возможно, что пресловутая молчаливость — немаловажный ингредиент в алхимии побед. К тому же скоро новое межсезонье, требуется очередное серьезное укрепление — а значит, новые бессонные недели за просмотром дисков с играми потенциальных новичков. Время дорого, тут уж не до праздных разговоров. Порадовались — и пора вновь за работу.

Главное, что есть еще, куда расти, есть еще, чего добиваться. В свое время наш выдающийся форвард Игорь Симутенков, хоть и сыграл у Бердыева всего 13 минут за сезон, отзывался о нем так: «Считаю его одним из ведущих тренеров России, который почти ни в чем не уступает лучшим специалистам Европы, вроде тех же Анчелотти и Бенитеса». Наверное, Курбану Бекиевичу хотелось бы, чтобы из этого предложения исчезло слово «почти».