7 мин.

Проводники отсюда

Максим Бузникин

На счету бравого стрелка Максима Бузникина три потопленных клуба и один изрешеченный пробоинами, близкий к своему крушению. Первой пострадавшей стала «Лада». В 1996 году миниатюрный и тогда еще совсем юный форвард провел в высшей лиге за тольяттинский клуб 22 матча, забив 2 мяча. «Ладу» это не спасло. Последнее место с двукратным (18 против 36) отставанием от спасшейся «Жемчужины». Потом в карьере Максима были «Спартак», «Локомотив» и сборная России.

На новый виток понижения воспитанник краснодарского футбола пошел летом 2004 года. Маринованию в локомотивском дубле Максим предпочел прочное место в основном составе аутсайдера, перейдя на правах аренды в «Ротор». К тому моменту нападающий был вовсю известен по стране. Шестикратный чемпион России, неоднократно призывавшийся под знамена сборной и не расстающийся с изображением Алины Кабаевой, нанесенным на майку, был едва ли не единственной надеждой волгоградцев. К приходу Бузникина «Ротор» шел замыкающим, отставая от спасительного 14-го места на 12 очков. За один оставшийся летний месяц и целую осень Максим провел в форме клуба с берегов Волги 12 матчей, но вот отметиться забитыми мячами так и не смог. С этого момента Волгоград начал исчезать с футбольной карты страны и по окончании сезона толком не смог расплатиться со своим форвардом.

Бузникин, права на которого по-прежнему принадлежали «железнодорожникам», объявился в «Ростове», руководимом в ту пору Сергеем Балахниным. Два сезона на берегах Дона вышли очень нервозными – команда балансировала на краю пропасти. Бузникину доверяли, и он забивал. Но в 2007-м, когда многократный чемпион страны впал в безголевую депрессию (1 гол в 21 матче), «Ростов» все-таки был понижен в звании. На следующий год его опыт пригодился «Шиннику». Только вот пока не все так ладно складывается у ярославцев. Предпоследнее место за 11 (у «Шинника» есть матч в запасе) туров до конца – тревожный сигнал и для клуба, и для игрока, снова рискующих потерять спасительную землю под ногами.

Спартак Гогниев

Рекордсменом нашего списка по праву может считаться Спартак Гогниев. Стремительное начало карьеры сначала в «Динамо», а потом и в ЦСКА и приглашение в сборную страны оказало губительное влияние на молодого игрока, которого в середине 2004-го ЦСКА отправил по арендам. «Я не могу смотреть футбол со стороны», – так Спартак, намекая на недостаток игрового времени, объяснил причину своего ухода из лучшей в то время команды страны. Первым пунктом значился волгоградский «Ротор», сделавший ставку на перспективного, но совсем еще зеленого юнца. Именно там Гогниев впервые пошел ко дну, вылетев вместе с командой в первую лигу.

Его спасла родная «Алания» (за которую воспитанник осетинского футбола до той поры не играл), вытянувшая испуганного бедолагу на поверхность. Тренировавший тогда владикавказцев Александр Яновский дал неисчерпаемый кредит доверия Гогниеву. Нападающий, являясь твердым игроком основы, в том сезоне забил шесть мячей. Для сохранения элитарной прописки этого не хватило, и угроза низшего дивизиона снова сверкнула перед Гогниевым. Но его опять спасли. На этот раз об интересе к форварду заявили представители «Ростова». Но и там он не задержался. Два года арендных странствий привели его в перспективную и молодую «Кубань», отстегнувшую за него из своего толстого кошелька больше миллиона заокеанских денежных единиц. Та краснодарская команда была красноречивым доказательством того, что финансы далеко не все значат в футболе. Гогниев, проведший не самый лучший в жизни сезон, вместе с краснодарцами пошел на понижение. Теперь Спартаку от общества футбольного пролетариата было не отвертеться. Теперь некогда многообещающий футболист вновь играет у Газзаева. Правда, у Юрия – в КАМАЗе. Приглашать его в клуб премьер-лиги как-то страшновато.

Сергей Омельянчук

Командам защитника Сергея Омельянчука дважды приходилось, откланявшись, говорить премьер-лиге «до свидания». Молодого белорусского паренька первым из российских клубов заметил «Локомотив», подписавший с игроком долгосрочный контракт. Правда, красно-зеленую футболку он носил недолго. Омельянчук, прямо выразивший Эштрекову недовольство своей ролью в его постановке, не успев толком налюбоваться московскими пейзажами, на правах аренды был откомандирован в «Шинник». Пришлось тут же наводить резкость с заоблачных локомотивских целей на самые земные ярославские, которые тогда принципиально не отличались от теперешних.

Сергей, поддерживаемый сначала Олегом Долматовым, а затем и его сменщиком Борисом Гавриловым, стал безоговорочным футболистом основы. Только вряд ли это оказывало благотворное воздействие на игрока. «Шинник» бездарно провел сезон-2006, пропустив целых 56 мячей. Учитывая амплуа, доля ответственности за столь гигантские цифры, безусловно, лежит на Омельянчуке. Естественно, команда вылетела. Защитник, который уже был малоинтересен «Локомотиву», перешел в «Ростов». Дончане, как и предыдущий клуб футболиста белорусской сборной, опять пропустили больше всех – 44 мяча.

На этот раз он, наверное, отчасти чувствуя свою вину за произошедшее, никуда уходить не стал и потихоньку начал обживаться в суровых реалиях второй по значимости лиги страны, но через четыре месяца защитник, насытившись прелестями мучительных перелетов, все-таки принял предложение клуба премьер-лиги. Этим летом Вячеслав Грозный, только-только взявший под свое крыло команду из столицы Чеченской республики, пригласил Омельянчука к себе. Футболист подписал с клубом контракт на полтора года. Он быстро и органично влился в конструкцию игры «Терека». В его послужном списке на данный момент 630 минут, а оборону команды никак скверной не назовешь. Омельянчук, если все сложится удачно, во второй раз за свою российскую карьеру может сохранить для своего клуба прописку в премьер-лиге. Что ж, тоже достижение.

Илья Близнюк

Российский голкипер с украинскими корнями в 30-летнем возрасте заставил специалистов недоумевать, а коллег завидовать, сфокусировав на себе внимание самого «Спартака». Но тогдашний его работодатель – «Ростов», пребывавший в глубоком административном кризисе, – не нашел общего языка с красно-белыми и предложил футболисту куда более скромный вариант – переход в «Томь».

Летом 2005 года, застолбив за собой звание основного вратаря сибиряков, Близнюк взял да и растянул сухую серию до 450 минут – невиданное достижение для середняка чемпионата. Встретив суровую зиму, Илья оказался перед перспективой осесть на лавке. Его ближайший конкурент Сергей Парейко явно вызывал большее расположение у Валерия Петракова. Пришлось окунуться в неопределенность, переходя на правах аренды в «Кривбасс». Через полгода Близнюку позвонили из ярославского «Шинника», который к тому времени давал сигналы бедствия, по пояс погрязнув в нижней части турнирной таблицы. Но и это время оказалось безрадостным: клуб за одиннадцать матчей не одержал ни одной победы и отправился этажом ниже. Карьера Близнюка, вспыхнув на закате, снова погрузилась в сумерки.

Выручил старый знакомый Сергей Балахнин, вернув голкипера в премьер-лигу, но, как оказалось позже, зря. Тот «Ростов» вылетел, а Близнюк подпортил репутацию. Систематические ошибки окончательно его подкосили, а позже он был и вовсе выставлен на трансфер. В команду пришел спасатель Олег Долматов, который просто закрыл дверь перед носом ветерана. Илья так и не нашел себе подходящего места для дальнейшего трудоустройства и по окончании сезона объявил о завершении карьеры.

Мартин Горак

Чемпион Европы в составе юношеской сборной Чехии Мартин Горак пожаловал в чемпионат России вслед за Властимилом Петржелой, став основоположником чешской диаспоры в питерском клубе. Как оказалось, первые российские сезоны Горака, завоевавшего серебро чемпионата, были пиком его карьеры, которая с 2004 года пошла вниз. Некогда перспективный защитник сначала стал завсегдатаем скамейки запасных. Затем «Зенит» отправил его в бесконечную аренду. В этот период Горак побывал на просмотре в «Дерби Каунти» и даже поиграл в турецком «Денизлиспоре».

Весной 2006-го он перешел в ярославский «Шинник», с которым и потерпел первое в своей жизни крушение. Как и многие ярославские товарищи, он нашел приют в «Ростове». Но уже через полгода дончан принудительно депортировали из премьер-лиги. Горак, второй год подряд оказавшийся на борту вылетающей команды, отбрыкиваться от перводивизионной участи не стал, хотя место прописки все-таки сменил. Сейчас Мартин обживается в «Сибири», совершенствует свой русский и часто поглядывает на телефон, ожидая звонка из офиса клуба, относящегося к высшему обществу.