3 мин.

Английская среда. Гудисон Dark

Одна победа в последних одиннадцати матчах во всех турнирах – не самая большая неприятность, случившаяся с симпатягой-«Эвертоном» в последние месяцы. Чуть больше недели назад клуб потерпел поражение куда более чувствительное – даже в сравнении с еврокубковым унижением в Лиссабоне авторства «Бенфики». Британские власти наложили вето на «проект века» – строительство нового клубного 50-тысячника в Киркби, городке-спутнике Ливерпуля. Уже третий подобный отказ за 13 лет и отсутствие сравнительно недорогих возможностей расширить древний «Гудисон Парк», зажатый в тиски плотной городской застройки, заставил «Эвертон» рассматривать даже унизительную для любого болельщика «ирисок» возможность сосуществования на одной новой арене с заклятым врагом «Ливерпулем».

Причины отчаяния клубного руководства после вчерашнего объявления финансовых результатов года становятся более понятными. Самый успешный за последние годы сезон, который принес второе подряд пятое место и выход в финал Кубка Англии, был завершен с рекордным в истории оборотом в 79,7 млн. фунтов. Однако только операционные убытки составили 6,7 млн. фунтов, причем большая часть полученной прибыли была инвестирована не в инфраструктуру, а в игроков.

Вкупе с привычной скаредностью владельца «Эвертона» Билла Кенрайта (этим летом на трансферы было выделено всего 12 млн. фунтов, не считая того, что клуб смог заработать на продаже игроков) тревожные финансовые сводки говорят только об одном: о турнирном прогрессе команде в ближайшее время можно будет только мечтать. Более того, и удержание позиций в первой шестерке на фоне денежного изобилия «Манчестер Сити», «Тоттенхэма» и даже «Сандерленда» становится миссией практически невыполнимой. Сползание же вглубь турнирной таблицы, на том или ином этапе неизбежное при скудном финансировании, чревато еще большими убытками. И, кажется, последний человек в сегодняшней структуре клуба, который может разорвать этот замкнутый круг, – это Дэвид Мойес.

Впрочем, с течением нынешнего сезона все более и более очевидно, что мастерства трижды лучшего тренера года – чаще Мойеса, кстати, этот приз в премьер-лиге не выигрывал никто – для уверенного хода по турнирной дистанции уже недостаточно. Привычная для «ирисок» проблема травм нынче актуализировалась до предела: в лазарете перед матчем Лиги Европы с АЕКом пребывают семеро, а с начала сезона там так или иначе успели отметиться уже 15 человек. Как следствие, тренер никак не может наиграть и без того обновленную (уход Лескотта, тяжелая травма Джагелки) линию обороны, что раз за разом выливается в «базовые», по Мойесу, ошибки. Следствием чего стал откровенный спад в игре прошлогоднего открытия Маруана Феллайни, понять намного сложнее. Бельгиец пока выполняет норму сезона исключительно по желтым карточкам (уже шесть), а былая острота перед воротами и изобретательность в стадии подготовки атак – на сегодня явления сугубо преходящие.

Несмотря на ворох игровых проблем, Мойес как обычно трезво оценивает ситуацию, не ищет оправданий в эпидемии травм, до придирчивости требователен к команде и проявляет просто чудеса тактической эквилибристики, вроде Тони Хибберта в роли центрального защитника и Тима Кэйхилла с Маруаном Феллайни в амплуа вингеров. Тем не менее, при улучшении игры, что было очевидно в воскресном дерби с «Ливерпулем», результаты упорно не желают улучшаться. Клуб имеет яркую историю табличных взлетов (в прошлом году, например, к десятому туру команда подошла на 14-м месте), но в этот раз даже сам Мойес признает: еще пара неудачных матчей – и его команду можно будет объявлять участницей борьбы за выживание. Причем главный аргумент из разряда «не все еще потеряно» – необычайная плотность в таблице и сложности с набором очков у всех команд – шотландец больше не использует.

В ситуации системного кризиса на «Гудисон Парк» единственным выходом (не считая, пожалуй, серьезной инспекции и возможного обновления медицинской службы) видится привлечение дополнительных инвестиций или вовсе смена владельца. Такой вариант подсказывает сама конъюнктура времени: из клубов первой шестерки в прошлом году без иностранного капитала сумел обойтись один «Эвертон». Робкие слухи уже не исключают расставания Кенрайта с «ирисками». Если же этого не случится в самое ближайшее время, главный кошмар болельщиков «Эвертона» – уход Мойеса – вполне может стать реальностью.

О том, что его мастерство и амбиции уперлись в Ливерпуле в потолок, судачат давным-давно, но порядочность, верность клубу и особенно наличие возможностей турнирного прогресса до сих пор опровергали все домыслы. Однако течение этого сезона при всех «но» и «еще не все потеряно» наводит на мысль, что в прошлом сезоне клубный механизм «Эвертона» достиг предельных оборотов. И без организационного тюнинга вполне может потерять и главную деталь. Тем более, что дни Марка Хьюза в «Ман Сити», похоже, сочтены, а Алекс Фергюсон уже давно присматривает себе преемника.