5 мин.

Кто в доме хозяин?

Есть вещи (стабильная система общественного транспорта и социал-демократия, например), вполне органичные для Европы, но совершенно не приживающиеся в Англии. Спортивные или, как их еще называют, технические директоры как раз из этой категории; широко распространенные и в целом безобидные на континенте, но, когда что-то идет не так, вечные источники смут и распрей на Туманном Альбионе.

Две недели назад «Вест Хэм» назначил на эту должность бегло говорящего на четырех языках итальянца Джанлуку Нани, в свое время сосватавшего в «Брешию» Роберто Баджо и Андреа Пирло. Безупречные рекомендации оснований для скептицизма относительно его перспектив на новом поприще, впрочем, не отменяют. Кому, к примеру, принадлежит последнее слово? Алан Кербишли скажет что ему – и космополиту Нани придется считаться с мнением тренера, в круг обязанностей которого входит рекрутинг игроков, хорошо известных любому поклоннику премьер-лиги с десятилетним стажем; такими же полномочиями Кербишли, к слову, обладал и в «Чарльтоне».

Тогда зачем потребовался Нани? Вероятно, потому, что английская система управления все чаще дает сбой. Поэтому, принимая во внимание всеобъемлющую роль тренеров старой школы, сферу ответственности имеет смысл разграничить. (А ведь были времена, когда работа скаута не подразумевала посещение Кубка Африки, юниорского чемпионата мира, матчей маргинальных европейских лиг и дублирующих составов, а ограничивалась лишь необременительными поездками в Олдхэм или Олдершот.)

Вопрос в том, где провести эту границу ответственности. Такое впечатление, что спортивные директоры сейчас купаются в лучах власти, оставаясь при этом безнаказанными. Самый яркий пример – ужасный летний шопинг кадровика «шпор» Дэмьена Комолли; Юнес Кабуль, Кевин-Принс Боатенг и Даррен Бент так и не пришлись ко двору, но в конечном итоге полетела голова Мартина Йола.

Несмотря на это, структура руководства «Ньюкасла», говорят, была изменена именно по совету бывшего вице-президента «Тоттенхэма» Пола Кемсли (близкого друга хозяина «сорок» Майка Эшли) и до сих пор вызывает путаницу. В то время как премьер-лига вынашивает планы по проведению матчей за границей, большая часть аппарата «Ньюкасла» перекочевала в Лондон, где кое-чем занимаются Деннис Уайз, Тони Хименес и Джефф Ветере. Чем конкретно, не знает никто, включая Кевина Кигана.

Тренер «Вест Хэма» между тем настаивает, что именно он несет полную ответственность за подбор игроков. Но таким образом он фактически вызывает огонь на себя. И теперь Нани вправе поинтересоваться, почему такие стареющие и подверженные травмам футболисты, как Кирон Дайер и Фредерик Юнгберг, получают раздутые зарплаты, а Кербишли приобрел в прошлое межсезонье сразу четверых правых вингеров. Но за результат все равно спрашивают с тренеров, а не со спортивных директоров.

Такой расклад внушает мало доверия к новомодному, по крайней мере, для английского футбола, веянию. Несколько лет назад Харри Реднапп был очень недоволен назначением Велимира Заеца на пост спортивного директора «Портсмута», полагая, что это его компрометирует. «Помпи» пришлось худо и когда Заец занял его место, и когда под началом хорвата трудился француз Ален Перрен. Южноанглийский клуб спасся от расставания с элитным дивизионом только благодаря возвращению на капитанский мостик Реднаппа. Сравнительный же успех Авраама Гранта в качестве технического директора «Портсмута» скорее говорит о том, что израильтянин просто не мешал работать Реднаппу.

В отличие от Комолли, во многом благодаря которому Хуанде Рамос застал «Тоттенхэм» в зоне вылета. «Саутгемптон», кстати, не так давно отправился в чемпионшип, когда его босс Руперт Лоу, взяв на себя функции спортивного директора, назначил тренером «святых» неискушенного Стива Уигли и не послушался Гордона Стракана, советовавшего приобрести еще только подававшего тогда надежды Эммануэля Адебайора.

Не преуспели английские тренеры старой формации и на руководящих должностях. «Лестер» был старожилом высшей лиги на протяжении двух десятков лет, пока его спортивным директором не стал Дэйв Бассетт. Ничего хорошего не вышло и когда Реднапп занял аналогичный пост в «Портсмуте» при Грэме Риксе. Есть подозрение, что Дэвид Плит подсидел Гленна Ходдла в «Тоттенхэме»; невостребованный тренер на посту спортивного директора – лучшей ситуации для конфликта не придумать.

Взаимоуважение между тренером и спортивным директором действительно редкость. Краткосрочный альянс Йола и Франка Арнесена в том же «Тоттенхэме» был единственным исключением из правила, пока датчанин не перебрался на «Стэмфорд Бридж». Офисная политика существует и в большинстве других сферах деятельности, но ее лучшей иллюстрацией в футболе служит нынче «Челси». С менеджером среднего звена у руля команды многого не добьешься – Жозе Моуринью, пусть и сам бывший переводчик, под этим утверждением подпишется наверняка.

Коммуникационная бизнес-модель и «аудит», похоже, тоже не работают – Фостер Жиллетт (сын одного из совладельцев «Ливерпуля) недолго делил офис с Рафаэлем Бенитесом на тренировочной базе в Мелвуде.

Что же тогда приносит успех? Как показывает практика, скорее единоначалие, нежели тандем из тренера и спортивного директора. В «Манчестер Юнайтед», к примеру, слово сэра Алекса Фергюсона – закон. Шотландца часто воспринимают как деспота и последнего из могикан. Учитывая успешные приобретения в последние годы португалоговорящих игроков, стоит предположить, что у Карлуша Кейруша больше полномочий, нежели у большинства других вторых тренеров премьер-лиги. Но последнее слово, можно не сомневаться, принадлежит Фергюсону.

Глубокие познания в мировом футболе позволяют Арсену Венгеру эффективно функционировать в «Арсенале» и в качестве спортивного директора, но менее значимой работа Боро Примораца от этого не становится. Обросший не менее обширными связями Свен-Йоран Эрикссон тоже вполне может обходиться без кадровиков в голубой половине Манчестера. Дэвиду Мойесу и Мартину О’Ниллу – в какой-то мере последователям старой тренерской школы – выдан полный карт-бланш в «Эвертоне» и «Астон Вилле» соответственно. У обоих, очевидно, великолепные отношения с руководством – что облегчает процесс селекции и не требует посредников.

Проблем нет до тех пор, пока работа тренера оценивается высоко. Но идея создания структуры, способной пережить любого работника, не лишена логики. Есть клубы, где прекрасная селекция – величина постоянная независимо от того, кто является тренером. Но своих «Севильи», «Удинезе» и ПСВ у Англии пока нет; спортивные директоры, как правило, сеют не «разумное, доброе, вечное», а семена дестабилизации. Поэтому каких бы семи пядей во лбу ни был Нани, его сотрудничество с Кербишли едва ли станет долговечным.