4 мин.

Живет такой парень

В одном из редких интервью перед Евро-2004 (а до общения с прессой он всегда не очень-то был охоч) Скоулза попросили описать свой идеальный день. Протяжный олдхэмский говор выдал не лишенный прозаичности ответ: «Утром – тренируюсь, потом забираю детей из школы, играю с ними, пью чай, укладываю их спать, смотрю немного телевизор». Единственное, что изменилось в последующие четыре года в его личной жизни, – появился еще один малыш, а в профессиональной – он больше не сборник.

Он принял это решение по следам португальского турнира – его рыжая шевелюра не выдерживала палящего зноя, вызывавшего приступы астмы, поэтому Скоулза меняли в каждом матче. «Англия потеряла своего лучшего игрока», – констатировал тогда Джордж Бест.

«Последние два года я чувствую себя куда лучше, – говорит Скоулз о своем добровольном уходе из сборной. – Больше времени провожу дома, и это здорово. Когда играет сборная, есть пара выходных и возможность немного расслабиться. Иногда ведь возникает потребность просто побездельничать. В бытность же игроком сборной я лишался этой роскоши».

Преуспел бы Фабио Капелло в процессе вживления Скоулза в полузащиту со Стивеном Джеррардом, Фрэнком Лэмпардом и Джо Коулом больше, чем Свен-Йоран Эрикссон, вопрос спорный, но 20-минутный отрезок против «Болтона» в прошлую среду показал, что такая идея итальянцу вполне могла бы прийтись по душе. Выйдя на двойную замену вместе с Уэйном Руни, что уже может деморализовать любого соперника, Скоулз продемонстрировал образец мобильности и игры в пас. Быстро организовав подбор и контроль мяча, он занялся привычным делом – точной его доставкой. Победа над «странниками» позволила «красным дьяволам» впервые после Рождества немного оторваться от преследователей.

Скоулз – единственный игрок сборной Англии, который был удален на «Уэмбли» (в 1999 году за два грубых подката в матче со Швецией). Но теперь он уже не столь агрессивен. «Я долго пытался вспомнить, когда последний раз получал желтую карточку. И только из программки узнал, что в этом сезоне был предупрежден лишь дважды. Наверное, я стал реже совершать подкаты, – смеется Скоулз. – Но не стоит делать из этого проблемы. Я никогда особо-то и не работал над ними. Просто иногда успеваешь, иногда – нет».

А иногда прекрасно знакомые с его манерой игры английские судьи делают поблажки. Как, например, Стив Беннетт, не ставший предъявлять второй «горчичник», который означал бы дисквалификацию на финал Кубка Англии-2004 против «Миллуолла». В еврокубках, впрочем, Скоулзу везло меньше. Очередной несвоевременный подкат привел к удалению в прошлосезонном гостевом четвертьфинале Лиги чемпионов против «Ромы», из-за которого пришлось пропустить одну из лучших игр «МЮ» за его 17-летнюю карьеру в этом клубе – разгром «волков» 7:1 в ответной встрече. А еще раньше он, равно как и Рой Кин, из-за перебора наказаний не смог участвовать в одном из величайших матчей в новейшей истории «МЮ» – финале Лиги чемпионов-1999.

На групповом этапе нынешнего розыгрыша «Рома» еще раз познала горечь поражения на «Олд Траффорд», а теперь вновь стоит на пути манкунианцев. Кое-кто из них особенно рвется пройти его до конца и наверстать упущенное девять лет назад. Скоулз, впрочем, рассматривает новое противостояние с «джаллоросси» исключительно с точки зрения команды: «Упущен шанс или нет, в этом грандиозном турнире участвуют все сильнейшие. В том числе такие, как Паоло Мальдини, который выигрывал Лигу пять раз. Конечно, хочется снова забить семь – победить один из итальянских топ-клубов с таким счетом и вправду было бы чудом. Но это вряд ли произойдет. Будет здорово, если мы просто получим достаточное преимущество перед ответным визитом».

Напоминаем, что сэр Алекс Фергюсон уже успел великодушно пообещать ему участие в московском финале. Реакция – аналогичная: «Если мы попадем туда, то я бы хотел выйти на поле заслуженно, а не по блату. Если буду не в форме, тренер не скажет: «Ты пропустил финал десять лет назад – иди, поиграй десять минут». Так что не стоит относиться к этой теме слишком буквально».

А как он вообще относится к тренеру – единственному, с кем довелось работать на клубном уровне? «Одно его присутствие, думаю, уже воодушевляет. И пусть он не из тех, кто определяет состав исходя из сугубо тренировочных показателей. Но когда он появляется на занятиях, все начинают работать с большим рвением».

Фергюсон по-прежнему высоко ценит Скоулза, но с приходом бразильца Андерсона у англичанина впервые появился реальный конкурент, которого уже вовсю называют преемником. Каково осознавать это в 33? «Момент, когда тебя вытесняет из состава молодой и мобильный игрок, рано или поздно всегда наступает. Знаю, что конец моей карьеры, вероятно, уже не за горами, поэтому стараюсь получить как можно больше удовольствия как от тренировок, так и от игр. Надеюсь продлить его как можно дольше».

Уход из «МЮ», впрочем, отнюдь не исключен. «Куда-нибудь недалеко – я очень домашний человек», – признается Скоулз. «Олдхэм Атлетик» – его первой любви из Подманчестерья – стоит только свистнуть, а «Барселоне» с «Миланом» – готовиться к разочарованию. Как когда-то сказал о своем бывшем одноклубнике Кин: «В нем нет шелухи, присущей знаменитостям. Жутко одаренный игрок с удивительно сохранившейся непосредственной натурой».