4 мин.

Охота к перемене

Для человека, который когда-то до смерти боялся перемен, это была та еще неделька. Впервые почти за три года провести все 90 минут за сборную, познакомиться с новым тренером и узнать о «заграничных» планах премьер-лиги – в прежние времена это произвело бы в моей голове переворот.

Раньше перемены выбивали меня из колеи. Я избегал новизны, отсюда все эти навязчивые и тщательно соблюдаемые предматчевые ритуалы. Недавняя игра на «Уэмбли» словно вернула меня в прошлое – напомнила мой дебют за Англию в товарищеском матче с Мексикой одиннадцатилетней давности, когда у руля сборной стоял Гленн Ходдл. Но сравнение это натянутое, поскольку в то время моя карьера шла наперекосяк: я переживал критический период «навязчивого поведения», и в премьер-лиге дела складывались скверно. В том матче мне не пришлось совершать сэйвы, но я все же напортачил. Я легко терял самообладание.

С момента перехода в «Портсмут» все изменилось к лучшему. Если перед «мексиканским» дебютом я волновался, и со свистком судьи матч стал для меня сплошным разочарованием, то против Швейцарии, за исключением стартового получаса, мы все – тренер, персонал и игроки – были на высоте. Результат говорит сам за себя.

Я жутко суетился. Еще за пять минут до получения установки на матч мы не знали, кто выйдет на поле (ну прямо как в телешоу «Пан или пропал»!), и явственно ощущали напряжение. Позднее объявление состава, похоже, не смутило лишь журналистов. Хотя Капелло и предлагали последовать примеру Славена Билича, назвавшего состав Хорватии накануне известно какой игры. Но разве тренер обязан идти у всех на поводу?

Новый тренер и новые порядки в сборной неизбежно стали центральной темой СМИ. Но на самом деле произошедшие перемены – это своего рода напоминание о правилах этикета: неукоснительное соблюдение распорядка дня, отключение мобильных телефонов во время совместных трапез и т.д. Прессу удивило и то, что тренер обращается к нам по фамилиям. Но это совсем не новость и меня, как педанта, полностью устраивает. Я люблю, когда все делается правильно, надлежащим образом и без всякого там забывания имен.

Больше всего меня поразило то, что со всеми в команде Капелло обращался как с равными. Не выделяя любимчиков и не оставляя никого без внимания, он заставил почувствовать нас единым целым.

Наверняка пойдут сравнения с моим любимым тренером сборной Англии Свен-Йораном Эрикссоном – тот же итальянский стиль, тот же крупный авторитет. Но Капелло принимает больше непосредственного участия в тренировочном процессе. Даже с вратарями. Такого раньше не было. При этом идет диалог: у него есть свои идеи, но его интересует и мнение игроков. Иные тренеры скорее зациклены на себе. Четыре дня работы обошлись без трепа или, как я его еще называю, требухи. Все внимание было сконцентрировано на футболе. Впервые за долгое время мне было комфортно во всех отношениях.

Когда я узнал о намерении премьер-лиги провести тур за пределами Англии, эта идея мне сразу не понравилась. С тех пор я не встречал ни одного человека, кому бы она пришлась по душе. В обожаемой мной НФЛ за рубежом играется один матч в году. Но один матч – это не целый тур.

Вообще, на этот счет может быть много мнений. С экологической точки зрения, идея гибельная. Заграничный вояж сразу двадцати команд негативно скажется на окружающей среде, в то время как повышение эмиссии диоксида углерода в планы футбола не входит. А еще я беспокоюсь о преданных фанатах, за 15 лет не пропустивших ни одной игры, но у которых может не оказаться достаточно средств, чтобы отправиться за своей командой за тридевять земель.

Кстати, о посещаемости. На Asia Trophy в Гонконге, где мы играли во время последней предсезонки, царила потрясающая атмосфера с аншлагами. Но было бы все ровно так же, если бы в турнире не участвовал «Ливерпуль»? Клубы «большой четверки» – это одно. Но насколько большим спросом будут пользоваться билеты на матчи аутсайдеров? И неужели мы уже настолько выросли из старомодной «домашности», что готовы безропотно уступить виртуальным болельщикам, возникшим благодаря платному ТВ? Разве можно всерьез рассуждать о введении дополнительного тура там, где часто причитают по поводу перегруженности календаря и, как следствие, усталости игроков национальной сборной?

Я мог бы одобрить этот план только с позиции бизнеса. Премьер-лига – чрезвычайно успешный проект. Но если мы перестанем развиваться, конкуренты скопируют нас и переманят лучших игроков. Глобальный подход – это гонка, в которой премьер-лига явно хочет быть победителем.

Психология учит нас приветствовать перемены. И не важно, что это: обращение по фамилии, «Пан или пропал» или принятие того, что через несколько лет матч «Болтон» – «Портсмут» может состояться не на «Рибоке», а в Шанхае.

Перевод Андрея КАРНАУХОВА