7 мин.

Капитан Очевидность

Кемнитц, как и большинство германских городков, словно только что сошел со средневековой гравюры: сказочной красоты городская ратуша, обязательные в подобных местах остатки старой крепости и снующие тут и там разноцветные трамваи. Типично немецкая идиллическая картинка. Сразу и не скажешь, что каких-то двадцать лет назад Кемнитц именовался не иначе, как Карл-Маркс-Штадт, а во всех гэдээровских справочниках гордо проходил одним из главных центров текстильной промышленности, а также местом базирования семиметровой бронзовой головы Карла Маркса. По части спорта в таком месте сами собой чудятся атлантических размеров фигуры гимнастов и пловцов, но на удивление Карл-Маркс-Штадт был одним из немногих восточных городов, где культивировался именно футбол.

Так что родившимся в середине семидесятых в Саксонии мальчишкам со сколько-нибудь заметными футбольными задатками была прямая дорога в Карл-Маркс-Штадт, точнее в местный «Мотор». Вот и у родителей семилетнего Михаэля, уже подававшего немалые надежды, особых альтернатив не оставалось. Совсем еще юный Баллак настолько поразил местных тренеров своими умениями, что его с ходу определили играть с десятилетними «мотористами». Три года успешной «карьеры» в «Моторе», и талантливый мальчик переезжает в школу главной городской команды Карл-Маркс-Штадта. Сам Баллак вспоминает о том переезде, как об одной из главных вех своего пути в футболе: «Все было устроено предельно просто: до какого-то возраста ты играешь в «Моторе» или других местных командах. Тренеры и скауты «Карл-Маркс-Штадта» постоянно следят за твоей игрой. Ты им понравился, тебя приглашают в их школу, значит, у тебя есть будущее в футболе. Если лет в тринадцать-четырнадцать ты все еще в «Моторе», скорее всего, с футболом можешь завязывать».

Последовательно проскакав по всем ступеням школы и академии «Карл-Маркс-Штадта», а чуть позже «Кемнитца», летом 95-го Баллак подписал с клубом первый в своей жизни профессиональный контракт. Первый сезон в новообразованной второй бундеслиге восточной команде удался не слишком: «Кемнитц» без вариантов отправился лигой ниже, а сама будущая звезда сыграла всего 15 матчей. Один из матчей «Кемнитца» тех времен вашему вниманию: по уверениям комментария к видео, Баллак на поле.

Отпустив ведущих игроков на хлебные места в западногерманские клубы, руководство саксонцев решило вплотную присмотреться к доморощенной молодежи. Ключевой фигурой возрождения и новым лицом «Кемнитца» стал именно Баллак. Десяток мячей в 34 играх Региональной лиги вкупе с отменной игрой сами собой приманили в офис восточного клуба сразу два весомых предложения. Одно из молодежной сборной Германии, тренеры который сумели разглядеть в третьей по счету лиге талантливого паренька. Второе, куда более приятное в материальном отношении для штаба саксонцев – от «Кайзерслаутерна». Вернувшиеся в элиту «красные дьяволы» как раз подбирали талантливую молодежь на подмену лидерам клуба.

Первый год в «Кайзерслаутерне» не принес Баллаку масштабных достижений в плане игрового времени, всего 18 матчей, большая часть из них – выходы на замену. Зато, как снег на голову, свалилось на молодого хавбека серебряное блюдо чемпионов, главный из немецких трофеев. Сенсационную победу новичков лиги в сезоне 97-98 сам Баллак вспоминает так: «Ничего не хочу плохого сказать про «Кемнитц», Восток это моя родина, он навсегда в моем сердце, но контраст был просто невероятный. Можно было сойти с ума. Еще вчера я месил грязь нашего крохотного стадиончика с деревянными скамейками в региональной лиге, а сегодня я поднимаю над головой чемпионское блюдо. От такого в самом деле можно было свихнуться». Но к чести будущей легенды немецкого футбола, с ума он все-таки не сошел и прямо со следующего сезона принялся отвоевывать у ветеранов клуба место в основе. В успешности усилий Баллаку не откажешь: бодро распихав стареющих конкурентов, немец совсем скоро становится незаменимой фигурой в составе «красных дьяволов». Той же осенью Баллак впервые пробует на вкус так манящую любого Лигу чемпионов: «Кайзерслаутерн» бодро дошагал до четвертьфинала, где уступил «Баварии», которая свою роль в карьере Михаэля еще сыграет.

«Кайзерслаутерн», несмотря на магию нежданного чемпионства, маленьким клубом быть все же не перестал, и в поисках новых горизонтов летом 99-го Баллак перебирается в леверкузенский «Байер» за 4 миллиона евро. «Аспириновый» этап карьеры Баллака в красках одного цвета нарисовать не выходит. Какой из мазков (черный или белый) весомее, решать историкам, современникам же остается только констатировать факты. По-настоящему вдохновенная игра под руководством Даума и Топмеллера, больше сорока забитых мячей за три сезона, фирменные голевые карусели с участием Баллака, Зе Роберто, Шнайдера, Кирстена и Нойвилля – все это навсегда останется в памяти каждого из видевших тот «Байер». Два вторых места в бундеслиге, поражения в финале Кубка Германии и Лиги чемпионов – эти неприятные воспоминания, к сожалению, из памяти тоже уже не стереть. «Самое обидное, без вопросов – чемпионат двухтысячного года, в такой депрессии я еще никогда до этого не находился. Даже когда в начале девяностых на Востоке по-настоящему приходилось выживать. Но это было куда хуже...» – вспоминает Баллак. Для усугубления нахлынувшей тоски Баллак постарался и сам. В матче, где «аспириновым» для чемпионства хватало гостевой ничьей с шатким «Унтерхахингом», Михаэль срезал мяч в свои воротам, положив начало концу чемпионских надежд своего клуба.

Лучшим рецептом от перманентных неудач «Байера» для самого Баллака стал громкий переход в главный клуб страны, «Баварию». В противовес скромному леверкузенскому клубу, в чем Баллак не испытал недостатка в Мюнхене, так это в трофеях. Три чемпионских титула и приятный бонус в виде трех национальных кубков сполна утолили победный голод Баллака. Три звания лучшего игрока страны дополнили весомую коллекцию. Неприятная сторона нахлынувших успехов – на качественно новый для себя уровень талантливый хавбек, похоже, так и не вышел, да и в ключевых матчах в Европе удачного выступления от него можно было дождаться лишь по большим праздникам. Публичная критика со стороны руководства клуба и отдельных групп болельщиков никого не могла заставить почувствовать себя уютно, вот и Баллак постепенно начал посматривать на сторону. «В моей истории все было не так, как у Торстена (Фрингса), я нормально чувствовал себя в большом городе. Шансов заиграть у меня также было предостаточно, не как у тех парней из маленьких клубов, что каждый год приезжают в Мюнхен и садятся на лавку. Просто со временем я начал чувствовать: эй, ты не должен здесь находится, игра здесь больше не в кайф», – вспоминает о нелегких раздумьях о смене обстановки сам Баллак. Летом 2006-го ставший свободным агентом Михаэль имел на руках предложения от «Реала» и «Интера», но выбрал лондонский «Челси». Баллак ушел, а болельщикам «Баварии» на память о нем остались голы вроде этого.

Три минувших в Англии сезона останутся в резюме Баллака противоречивой страницей. Первый принес во внушительную коллекцию трофеев оба английских кубка, второй – грозящую поставить крест на карьере травму колена и темную историю с непопаданием в заявку клуба на осеннюю стадию Лиги чемпионов. Третий и пока что лучший сезон Баллака в составе лондонцев убедил в пригодности немца для британского футбола даже самых закоренелых скептиков, а гримаса гнева на лице хавбека – чуть ли не первое, что всплывает в памяти при упоминании о прошлогодних сражениях с «Барселоной».

Карьера Баллака в сборной пока, как и клубная, идет непрерывной чередой черных и белых полос. Опять же как и клубная, светлых моментов случается поболее. Невнятное выступление входящего в пору расцвета хавбека на Евро-2000 не сильно выделялось на фоне полного провала более опытных коллег. Последовавший за ним Чемпионат мира в Азии напротив до сих пор в памяти, как один из моментов триумфа. Баллак чуть ли не в одиночку втащил особо не блиставшую германскую сборную в финал, но в самом решающем матче с бразильцами ему из-за перебора карточек поучаствовать не удалось. Безликий евротурнир в Португалии немцы вспоминать не любят, да и сам Баллак что-нибудь хорошее, например, о ничьей с латышами вам вряд ли расскажет. Словно раскачивающийся маятник к домашнему мундиалю Баллак вновь подошел в чудесной форме и почти что сумел сделать былью немецкую сказку. На Евро-2008 немецкая сборная наконец решила не пропадать с европейского небосклона раз в два года и тихим сапом дошла-таки до финала – вновь неудача. Баллак забил на турнире дважды, в том числе, и третий мяч в ворота португальцев в четвертьфинале.

Карьера, пожалуй, лучшего немецкого игрока последнего десятилетия полна черных и белых полос с самого ее старта. В разряд каких попадет завтрашний матч с Россией пока неизвестно, да и сыграет ли Баллак в Москве до конца неясно. Вот только неопределенность ситуации с капитаном немцев из уязвимости бундестим постепенно превратилась в ее козырь – вздохнуть с облегчением у россиян не получится вплоть до стартового свистка.