6 мин.

Кака-симфония

В нечетные годы главным футбольным достижением уже несколько лет по умолчанию считается победа в Лиге чемпионов. В мае она покорилась «Милану», в составе которого блистал Кака. Атакующий полузащитник, проведя 15 матчей, забил 10 голов, став лучшим бомбардиром розыгрыша, а также отдал 4 результативные передачи. Не менее успешно бразилец выступает в серии A, где в нынешнем году собрал урожай из 18 (10+8) баллов полезности.

Прозвище

Рикардо Изексон дос Сантос Лейте появился на свет в интеллигентной семье преуспевающего инженера и учительницы математики. У Рикардо есть брат Родриго, родившийся в 1985 году. Он тоже футболист (защитник с ростом 195 сантиметров и весом 94 килограмма), причем минувшим летом перешел из «Римини» в «Милан».

Автор прозвища Кака — родной брат. «Когда Родриго был маленький, он не мог выговорить мое имя, Рикардо, поэтому всегда лепетал «Caca» (уменьшительное от Рикардо, с ударением на второй слог и не склоняется. — «Sports.ru».). Вслед за братом меня так принялись называть родители, затем друзья», — вспоминает новоиспеченный обладатель «Золотого мяча». Окончательно же прозвище сформировалось в «Сан-Паулу», причем еще в 2001-м Кака носил футболку с именем «Caca». Это уже затем клуб заменил буквы «с» на две «к». Как-то Андрей Шевченко рассказал бывшему партнеру по «Милану», что означает его прозвище в русском языке. Рикардо долго смеялся.

Насчет того, почему он никогда не выступал под своим искомым именем, бразилец говорит: «Иметь игровое имя Рикардо в Бразилии — все равно, что не иметь никакого. Рикардиньо (маленький Рикардо) у нас уже был. Назваться Рикардан (большой Рикардо) было бы согрешить против истины, ибо я являлся самым маленьким в команде. Изексон, на мой взгляд, не вполне благозвучно». Кстати, в итальянском клубе партнеры зовут бразильца Рикки.

Изобретение Анчелотти

Без сомнений, на футбольное образование лауреата-2007 очень сильное влияние оказал «Милан» — как в тактическом, так и техническом отношении. Для понимания роли бразильца в структуре «красно-черных» необходимо знать, что команда Карло Анчелотти уже несколько лет использует фирменные построения 4-3-1-2 и 4-3-2-1 (с ромбом или трапецией в средней линии и без ярко выраженных крайних полузащитников). Они появились на стыке 2001 и 2002 года и быстро стали отличительной чертой «Милана». Позже подобные схемы брали и берут на вооружение другие клубы, однако «патент» на их применение утвердил именно Анчелотти. Коуч, встав у руля «россонери» в конце 2001-го, разумеется, сразу не мог диктовать кадровую политику (хотя бы потому, что до следующего большого трансферного окна оставалось шести месяцев), поэтому тренеру пришлось работать с имеющимся в наличии материалом. Оптимизировав по своему видению состав, наставник в скором времени предоставил футбольному миру две тактические разработки. К слову, пару лет назад аналогичным образом поступил Лучано Спаллетти в «Роме», когда придумал модель без номинальных нападающих, зато с шестью действующими из глубины полузащитниками.

«Единичка»

Кака появился в северной столице Италии летом 2003-го, когда расстановка с тремя опорниками уверенно доказала право жизнь. Бразилец приобретался с конкретной целью — укрепить атакующую мощь, став той самой «единичкой» в схеме 4-3-1-2. У «Милана» деление на центральных и крайних полузащитников весьма условно. Скорее, стоит вести речь о хавах атакующих и хавах разрушающих. Да и тут граница весьма размыта. Впрочем, к Рикки это не относится. Он был призван заниматься только одним делом — наступательным. Остальные трое (Пирло, Гаттузо и Зеедорф) в зависимости от ситуации превращались то в разрушителей, то созидателей. Полузащита — линия, определяющая лицо «красно-черных», а Кака с первых своих миланских матчей выдвинулся на ведущие роли. Он отличный технарь, дриблер и распасовщик. С мячом может придумать все, что угодно, но, как правило, с угрозой для чужих ворот. Он стремителен, умен, прекрасно видит поле и читает игру. Высокая скорость и прекрасный удар с обеих ног делает его крайне опасным для оборонительных порядков соперников. Одинаково здорово работает с мячом на скорости и в статическом положении. Ко всему прочему Кака потрясающе трудолюбив, и, безусловно, имеет выдающиеся данные для того, чтобы стать одной из величайших фигур мирового футбола.

В поисках недостатков

Бразилец сразу же очаровал тиффози «Милана». Эффективная связка Шевченко — Кака пугала конкурентов и радовала болельщиков. «Мне так легко взаимодействовать с Андреем! Он умный, быстрый, играет в такой же футбол, как и я», — восхищался украинским нападающим Рикардо. Позже сам Пеле так отзывается о молодом футболисте: «Это гений футбола».

Кумир детства Раи в свою очередь отмечает: «Его пасы всегда своевременны, точны и неожиданны для соперника. Он знает, когда взвинтить темп и когда, напротив, притормозить. А его ударам, сильным и точным, я по-хорошему завидую». Кстати, сам Рикардо не любит сравнений ни с Зико, ни с Раи, полагая, что еще не дорос до их уровня.

Кака лишь отмечает: «После каждого матча нахожу недостатки в игре, даже если тренер и пресса не предъявляют претензий. Смотрю видеозаписи, вижу, где выглядел неправильно. Очень волновался перед вторым итальянским сезоном. Ведь соперники времени не теряли, изучали мою игру. Кроме того, существует синдром второго года. И я сделал все, чтоб в новом чемпионате конкурентам пришлось столкнуться с новым Кака. Вообще, футбольный талант нуждается в совершенствовании, как растение в поливе».

При этом Анчелотти не считает, что Кака незаменим для «Милана»: «Он не делает игру единолично, он просто «расцвечивает» ее. Но у нас, конечно, достаточно возможностей варьировать тактику без Кака».

Нечто переходное

Иногда тренер модифицирует модель. В частности, в последнее время Зеедорф часто выдвигается вперед и образует с Кака тандем инсайдов, причем бразилец орудует ближе к передней линии — короче, своеобразный номер «9,5». По признанию Рикки, перестройка потребовала новых умений: «Мне все-таки привычнее иметь перед собой двоих партнеров. Мы попробовали этот вариант после трудного периода, когда команда долго не могла найти сбалансированную игру. Поначалу действовал словно загипнотизированный, но потом сказал себе: раз это идет на пользу клубу, нужно учиться и приспосабливаться к новым условиям. Мало-помалу обрел на новой позиции подвижность и теперь чувствую себя в полном порядке. Похоже, научился мыслить как нападающий и в то же время сохранил восприятие полузащитника, ориентированного на последний пас. Но форварды все равно играют иначе. Так что я теперь нечто переходное между диспетчером и нападающим».

Денис ОРЛОВ