7 мин.

Осень патриарха

Самая заметная и скандальная фигура сборной Испании последних трех лет, без сомнения, – ее наставник Луис Арагонес. При том что никогда эту сборную нельзя было назвать именно тренерской командой. Как, скажем, греков или португальцев. Испанию, с ее особенностями малых национальностей, вообще тяжело выделить в какой-то проект на уровне сборных. Последним, кому удавалось удерживать в своей пятерне всю эту разношерстную пиренейскую компанию, был Хавьер Клементе в начале 90-х. Именно с ним сейчас наиболее часто и сравнивают Луиса Арагонеса.

Клементе тоже то и дело давал повод для подозрений в пристрастном выборе игроков. На чемпионате мира в США в решающем групповом матче против Боливии он не выставил в основе ни одного игрока мадридского «Реала», что сразу же было подмечено столичной прессой. Прошло 13 лет, и вот уже Луис Арагонес в товарищеской встрече с Грецией дает отдохнуть Касильясу и Серхио Рамосу. История повторяется…

Впрочем, Мудрецу (El Sabio – прозвище Арагонеса в Испании) не привыкать эпатировать публику неожиданными решениями и высказываниями. В этом его сила и слабость одновременно. В октябре 2004-го на тренировке сборной Испании Арагонес, видимо, желая мотивировать своего игрока – Хосе Антонио Рейеса, сравнил того с форвардом французов Анри. Причем настолько не в пользу последнего, что услышавшие фразу журналисты моментально разнесли скандальную цитату по всему миру. Потом был штраф, который испанский тренер успешно оспорил в суде, а в интернете появились ролики, осмеивающие Арагонеса.

Много шума наделали и слова, брошенные Мудрецом в конце прошлого клубного сезона. На вопрос, кто более достоин чемпионства в Испании – «Реал» или «Барселона», – Арагонес, не задумываясь, ответил, что желает победы каталонскому клубу, чем вызвал возмущение в Мадриде.

Поводов критиковать главного тренера у столичной прессы, надо признать, хватает. При каждом удобном случае ему припоминают более чем годичное отсутствие в сборной Рауля, демонстрирующего отличный футбол. «Все великие игроки не вызывались в сборные, если были не в форме. Можно вспомнить Пеле или Ди Стефано», – комментировал ситуацию Арагонес.

Седой «мальчишка»

В то же время El Sabio нельзя назвать упрямым и заносчивым. Показателен случай с конфликтом вокруг Хоакина. Напомним, полузащитник одно время не вызывался в сборную и выражал свое недовольство посредством обращений к тренеру через различные СМИ. «Сборная – выше заявлений и обид», – такими словами встретил Арагонес смутьяна, когда тот начал показывать свой лучший футбол.

Внешне флегматичный (вы когда-нибудь видели улыбающегося Арагонеса?) главный тренер испанцев где-то глубоко внутри остается мальчишкой. Вы не увидите его в пиджаке или рубашке. На нем всегда спортивный костюм красно-желтой расцветки. Во время игры он может залихватски свистнуть и прикрикнуть на нерадивых футболистов и судей. Вышедший накануне чемпионата мира ролик о сборной Испании «A por ellos!» (дословно переводится: «Для них!») мгновенно стал хитом местного телевидения, а потом перекочевал в интернет. Игроки и тренер темпераментно пели и плясали под незамысловатый мотив. 69-летний Арагонес «зажигал» так, что стоящие рядом «молодые» казались закрепощенными снобами.

По-свойски относятся к Мудрецу и сами футболисты. Во время матча против Латвии в Овьедо один из испанских болельщиков с мегафоном в руках, сидевший в считанных метрах от скамейки запасных, критиковал все действия Арагонеса по ходу игры. В конце концов запасной вратарь Рейна не выдержал и ринулся было в сторону болельщика, но Арагонес задержал голкипера, чем предотвратил потасовку.

Неприятные метаморфозы

Дебютной игрой под руководством Арагонеса стал товарищеский матч сборной Испании против Венесуэлы, одной из самых слабых команд Южной Америки. «Фурия» пропустила по голу в конце каждого тайма, но усилиями Тамудо одержала победу. Показалось, что испанцы будут много и с удовольствием забивать и так же в охотку пропускать. Но открытый атакующий футбол никогда не был визитной карточкой Луиса, и это настораживало.

С началом квалификационных матчей на чемпионат мира в Германии команда Арагонеса моментально изменила облик. Маловыразительные ничьи в Боснии, Литве и Сербии, вымученная победа 1:0 на «Месталье» над теми же литовцами и последовавший домашний дележ очков с боснийцами и сербами. Болельщики недоумевали: разве это Испания, выносившая вперед ногами всех подряд в предыдущих отборочных циклах? Впервые за долгое время «Фурия» вынуждена была пытать счастья в стыковых матчах. Помог жребий, пославший в качестве оппонента не самую сильную сборную Словакии, и Луис Гарсия, хет-триком этих самых словаков прибивший в первой очной встрече.

К этому моменту уже четко прорисовались контуры сборной Арагонеса. Отличительной особенностью ее явилась ставка на мобильные фланги (чаще всего – Висенте и Хоакин), один четко выраженный опорный хавбек (в основном, Альбельда) и Рауль в роли второго нападающего (или пятого полузащитника, как хотите).

На мундиаль главный тренер испанцев взял сразу несколько молодых талантов, уже успевших сделать себе имя в Европе: Серхио Рамос, Фабрегас, Иньеста. Зато на обочине остался Морьентес, по сути, дублерами поехали в Германию неприкасаемые ранее Рауль с Альбельдой. Изменился и тактический рисунок игры. Арагонес насытил центр – ориентированные на разрушение Хаби Алонсо и Сенна выходили вдвоем в основе, а весь правый фланг отдавался на откуп никогда не устающему Серхио Рамосу.

Легко преодолев групповой этап, коллектив Арагонеса подошел к матчу с французами в роли фаворита. Последние крайне неубедительно смотрелись в стартовых матчах чемпионата мира, а средний возраст команды заставлял задуматься о том, что ее лучшие времена далеко позади. Однако позади остались сами испанцы, а вместе с ними и бразильцы, и португальцы.

Тот матч стал первым и пока самым болезненным поражением Арагонеса. Ведь перед турниром тренер заявлял, что если сборная не выйдет хотя бы в четвертьфинал, он уйдет.

Испанский ребус

Арагонес не ушел. И тем самым породил новую волну критики. Легко представить, что чувствовал Мудрец, когда после трех отборочных матчей к Евро-2008 в активе команды были лишь три очка, а впереди – помимо всего прочего – маячили две игры с датчанами! Собственно, первый матч со сборной Дании и стал поворотным моментом в современной истории «Фурии».

Радикальное обновление стартового состава (минус Рауль, Ангуло, Пабло, Хуанито, Антонио Лопес; плюс Иньеста, Сильва, Морьентес, Марчена, Хави Наварро) повлекло за собой и результат. Последующие четыре встречи испанцы выиграли. Без особого блеска и лоска, но было не до красоты. «В Испании всегда так переживают по поводу побед, что часто хотят видеть второй гол больше, чем первый», – любил повторять Мудрец. Задачу набрать максимальное количество очков в отчетных играх Арагонес выполнил. Вчерашний резерв в лице Сильвы, Альбиоля и Луиса Гарсии (уже другого) пороху понюхал, а кто-то стал и вовсе ключевой фигурой в сборной.

К решающим матчам с датчанами и шведами Испания уже понимала, во что она играет. Соперники же разгадать пиренейский ребус оказались не в силах, отдав Арагонесу все шесть очков и первое место в группе, которое подкрепилось реваншем в матче с Северной Ирландией. Матч с Ольстером, кстати, стоит особняком в послужном списке El Sabio. Дело в том, что в среду Арагонес сравнялся с Антонио Камачо по количеству матчей во главе сборной. У обоих стало по 44. Луис Арагонес вышел на четвертое место в списке самых «долгоработающих» испанских сборников, причем с лучшими, чем у Камачо, показателями. За отчетный период «Фурия» потерпела лишь четыре поражения. Кроме того, именно на «Эстадио де Гран Канариа» (арена, на которой проходила последняя игра испанцев) Арагонес дебютировал в качестве тренера сборной в августе 2004 года.

Спокойствие, только спокойствие!

Итак, Испания и Евро-2008. Последний шаг Луиса Арагонеса. После того как тренер дал понять, что железно оставит свой пост по окончании турнира, испанская пресса резко сменила тон. Появились нотки тревоги и даже сожаления. Все сразу вспомнили, что из стран-участниц чемпионата Европы только Испания и Португалия в 2007 году не знали поражений. А перебирая возможные кандидатуры на пост будущего наставника, отметили, что кроме Хавьера Ируреты сборную и доверить-то некому.

Чего ждать от испанцев на Евро? Команда, исторически легко преодолевающая марафонские дистанции (читай: групповые этапы), постоянно спотыкалась на финишном спурте (читай: стадиях на вылет). Но, по большому счету, в этом нет никакой закономерности. Где-то не повезло (2000), где-то все испортил судья (2002), где-то просто слабо выступили (2004) – это совершенно разные истории, которые объединяет лишь главное действующее лицо. Сегодняшняя сборная Испании, пожалуй, самая «спокойная» за последнее время. Она отдает себе отчет в собственных силах, молода и опытна одновременно и, самое главное, не анонсируется как один из претендентов на золото чемпионата.

Вряд ли кто-то будет спорить, что у сборной наконец-то появился настоящий авторитет с большим футбольным и человеческим опытом за плечами.

Впрочем, сам Арагонес довольно скромно оценивает свои возможности: «То, что в клубе происходит за месяц, в сборной происходит за год. Здесь важна не система и не стратегия, а выбор футболистов. В сборной у тебя нет времени доводить что-то до автоматизма, поэтому игрок более важен, чем тактика». Что ж, с кадрами в Испании проблем никогда не было. Осталось лишь правильно ими распорядиться. Думайте, Луис Арагонес. На то Вы и Мудрец.

Евгений РОМАНОВ