4 мин.

Надмосковье

Кто бы помыслил в начале сезона (да что в начале — еще вчера!), что смысловым эквивалентом миллионов, положенных питерцами на трансфер Алехандро Домингеса, станут не столько голы аргентинца и не его виртуозные ассистентские номера, а поступок отнюдь не профильный? Это – обреченный на легендарность фантастический сэйв на последней минуте чемпионата. Взметнув в прыжке голову под перекладину наперерез мячу, человек с магической семеркой на спине уберег зенитовские ворота от удара-кивка Гьяна, а питерские неотложки – от лавины экстренных вызовов.

Парой минут раньше был еще подвиг Малафеева. Вратарь бросился в правый угол за выстрелом Каряки, родившимся из панической срезки Ломбертса. Чемпионство рожалось «Зенитом» в муках – сюжет золотого матча до последнего свистка держал Питер под прицелом иного исхода. Что ж, теперь развязка сделает радость безотчетнее, триумф – эпохальнее, память о них – дороже.

На брегах Невы наверняка великодушно амнистируют и Юрия Баскакова. Хотя в иных обстоятельствах безразличие рефери к сносу Игониным Погребняка в хозяйской штрафной на 80-й минуте могло потянуть и на судейское прегрешение года.

…Вообще-то надлежавшие ему по статусу интрижные обороты матч набирал скачками. В безыскусном дебюте соперники, казалось, обозначили взаимное намерение никуда не спешить. Питерцы – из осторожности и веры в свое гипотетическое умение материализовать класс по ходу матча. Сатурновцы – из очевидности их программы-минимум: ничья в массовом сознании всех их доброжелателей была ничем не дешевле победы.

Однако ревизия стартовых приоритетов случилась уже на исходе первой четверти часа. Причем температура игры подскочила без видимых к тому поводов. Хозяева по неаккуратности (кикс Игонина) привезли на свои ворота угловой, за ним – еще. Домингес подал слева. Из прыжковой дуэли Лоськова и Аршавина (показалось, что головой на опережение ударил все-таки питерец) мяч вылетел на «стык» с перекладиной. Отскок от нее пришелся в ноги Немову. Тот от боковой линии вратарской поспешно сыграл на вынос через центр – тот самый, который как опорник в принципе сам и должен был сторожить на случай чужого подбора. Там Ширл приложился к мячу левой – от души и без помех – и кометой запустил его в скопление бросавшихся на амбразуру сатурновцев. Недобрый выбор провидения пал на Каряку. Рикошетом от его ноги удар обрел траекторию, не подвластную никому, и по издевательской дуге типичного автогола миновал всех, включая голкипера хозяев. Кински уже приземлялся в реакции на первоначальный полет мяча и мог достать мяч разве что взглядом.

Подробность описания голевого эпизода окупается его ценой. Так неуклонно росла с каждой минутой, приближавшей спасительный финальный взлет Домингеса в створе ворот.

Быстрый гол, как показалось, привел в легкое замешательство обе стороны. Ведь смысл пребывания на поле кардинально менялся для каждой. Перед Диком Адвокатом замаячил соблазн повышенной осмотрительности. А Гаджи Гаджиеву надо было оперативно перестраивать ряды и мысли в стремлении восстановить статус-кво. Пожалуй, каждый из оппонентов довольно быстро отыскал золотую середину между обуревавшими их страстями и здравым смыслом. В результате игра, хотя и держала напряжение и интерес публики, не спикировала в область оголенных эмоций, была неплоха и содержанием.

Адвокат бережно сохранял нащупанный командой в последний месяц игровой алгоритм. Он пошел лишь на одну замену. Да и той вполне могло не быть. Погребняка тренер отправил на поле лишь тогда, когда окончательно убедился, что Текке никак не сыграть с потянутым бедром.

Гаджиев манипулировал резервом методично – словно гирьками, которые поступательно подбрасывались на чашу весов в надежде добиться желанного крена. Все изменения в составе хозяев объяснимо освежали и усиливали наступательную составляющую их игры. Энергетику матча распалял «Сатурн». Время становилось все более вязким для «Зенита». Однако, подсознательно оглядываясь на хронометры, питерцы оставались готовыми к противостоянию любой степени остроты.

Хорошим символом матча мог бы стать красивый обмен уколами в середине второго тайма. Он уложился в минуту. Сначала Малафеев надежно заблокировал в нижнем углу удар Немова с левого края штрафной. А затем сразу же началась атака Домингеса и Погребняка – она не на шутку переполошила Кински со свитой.

Впрочем, разве может быть у такого матча иной символ, кроме финального свистка, переходящего в литавры, фанфары и вечерний фейерверк над «Петровским»? Столица переехала – футбольная точно!

Сатурн — Зенит — 0:1 (0:1)

Гол: 0:1 — Ширл (14).

САТУРН: Кински, Петраш, Евсеев, Нахушев, Немов, Игонин, Каряка, Гогуа (Гьян, 55), Алексей Иванов, Лоськов (Лебеденко, 75), Кириченко (Еременко, 64).

ЗЕНИТ: Малафеев, Анюков, Шкртел, Ломбертс, Ким Дон Чжин, Зырянов, Тимощук, Ширл, Домингес, Текке (Погребняк, 30), Аршавин.

Предупреждения: Тимощук (43), Погребняк (59), Евсеев (78), Еременко (80).

11 ноября. «Сатурн». 14.00.

Судья: Юрий Баскаков (Москва).