4 мин.

«Черные стволы»

Первое название стамбульского клуба носило гангстерский оттенок – «Черные стволы». Но совсем скоро, в 1907 году, оставив за скобками буйную фантазию, отцы-основатели нарекли клуб вполне обыденно – «Фенербахче» – в честь маяка, возвышающегося над здешним мысом (по-турецки «фенер» – «маяк»). Тогда же за желто-черную форму стамбульцев прозвали «канарейками».

Первая звезда мировой величины появилась в составе «Фенербахче» лишь 80 лет спустя. Боссам удалось завлечь многолетнего стража ворот сборной ФРГ Харальда «Тони» Шумахера. После выхода в свет скандальной книги «Свисток» отъезд в Турцию был для голкипера лучшим вариантом продолжения карьеры. С появлением немца в Стамбуле «маяк» стал светить куда ярче, с ходу променяв 8-е место в чемпионате на первое.

Работал в «Фенербахче» и Гус Хиддинк. Правда, второго ПСВ из турецкого клуба не вышло, и голландец спустя всего полгода сменил Стамбул на Валенсию. После этого тренеры надолго не задерживались. Лишь Кристоф Даум задержался в клубе аж на три сезона. Летом 2006-го его сменил четвертый в истории клуба бразильский тренер Артур Зико.

Заслужив в Японии себе памятник при жизни, Белый Пеле – прозвище, на которое ужасно обижается Зико – с ходу получил звонкую оплеуху от киевского «Динамо». Украинцы отбили у турок путевку в групповой этап Лиги чемпионов. Зато в Turkcell Super League никому ограбить себя Зико не позволил, и «Фенербахче» пополнил свой музей 17-м чемпионским трофеем (это на один больше, чем у «Галатасарая»).

Зиковский «Фенербахче» проповедует классические 4-4-2, практически всегда моделирующиеся в 4-5-1 на выезде. Кстати, в сборной Японии, где практически все клубы играют с тремя беками, Зико с боями удавалось привить свою игровую философию.

Вратарская линия – единственная в «Фенербахче», на которую навешен ярлык «Made in Turkey». Не перейди летом в «Бешикташ» лучший вратарь мира 2003 года по версии ФИФА Русту, в заявке «маяка» на этот сезон значились бы все три действующих голкипера сборной Турции наряду с Волканом Демирелем и Сердаром Кулбилге. Основным сейчас считается практически не выходивший в прошлом сезоне Сердар. Но, получив в 3-м туре травму, он поневоле предоставил место в основе нестабильному Волкану.

Уругвайца Диего Лугано – лучшего защитника Южной Америки 2005 года – удалось увести год назад из-под носа у «Милана». Ондер Турачи, бельгиец с турецкими корнями, без проблем отыграв прошлый сезон в центре обороны, в текущем легко запер на правую бровку. Вполне осознанно избавившись в межсезонье от капитана команды Умита Озата, Зико заменил его не кем-нибудь, а Роберто Карлосом. Скучать фланговому кочевнику в «Фенере» не приходится. Хотя бы потому, что в каждой из игровых линий «маяка» ему есть с кем перекинуться родным португальским словом.

Эду Драчена – автора юбилейного 500-го гола «Фенера» в ворота «Галатасарая», который он забил в мае этого года, в 2006-м прикупили за 6 миллионов евро у «Крузейро». С приходом фактурного, но очень шустрого центрбека потерял место в основе неповоротлиый верзила Кан Арат.

Полузащита клуба опирается на воспитанника «Фламенго» Марко Аурелио, в 2006-м ставшего Мехметом и первым натурализованным иностранцем в истории сборной Турции. Короля воздуха (вот и в последней игр с «Анкарагюждю» забил головой после подачи углового) в прошлом сезоне идеально дополнял капитан сборной Ганы Стивен Аппиа. Однако, получив в августе травму колена, экс-игрок «Ювентуса» лишь недавно начал тренироваться, и в Москве не сыграет.

Алекс Де Соуза – капитан команды, ее первая скрипка. В юности Алекс, как и Роналдиньо с Робиньо, шлифовал технику на футзальных паркетах, легко спроецировав приобретенные навыки на травяной газон. Главная печаль Алекса – это так и не осуществившиеся грезы сыграть на чемпионате мира. И это при 12 голах в 49 матчах за сборную Бразилии и многочисленных титулах лучшего игрока как у себя на родине, так и в Южной Америке! Его удар со штрафного – это почти всегда гол, и в этом Алекс не отстает от показателей своего кумира детства – Зико. Единственный минус бразильца и теоретический плюс для ЦСКА – неумение играть при плотной опеке, из-за которого Алекс в 2002 году не смог закрепиться в «Парме». Иногда хавбека подменяет на распасовке местный игрок Угур Борал.

Денизу Барышу Зико доверяет правую бровку. Пришедший летом из «Шеффилд Юнайтед» Колин Казим-Ричардс, сын уроженца Антигуа и турецкой киприотки, пока довольствуется лишь выходами на замену. Тюмер Метин, перебежчик из «Бешикташа», за который играл пять лет, начинал сезон в стартовом составе на левом фланге, но после 3-го тура взял больничный. Подменяет его еще один натурализованный бразилец – Ведерсон Гекчек. Именно с его паса 900-ю победу «Фенера» в чемпионате страны в пятницу закрепил форвард-резервист Али Бильджин.

Матея Кежман нынче уже не тот, что был 5-6 лет назад. Что, впрочем, не мешает Зико регулярно ставить его в состав. В нынешнем первенстве Турции серб в семи турах забил всего один гол. Дейвид, еще один бразилец обладает колоритным прозвищем Неуклюжий. Хотя больше ему подошло бы прозвище Оборотень – насколько много он забивал на родине за «Сантос» и «Коринтианс», столь мало – в Европе. Главный козырь этого форварда – умение забивать важные мячи. Скажем, в этом сезоне, ноль в копилке голов в чемпионате Дейвид компенсировал мячом в Суперкубке страны «Бешикташу» и, конечно, важнейшим победным голом «Интеру». Такой персонаж как Семих Чентюрк имеет в трудовой книжке емкую запись «джокер». И, надо признать, зачастую ее оправдывает.

Александр ХАРЛАМОВ