7 мин.

Оранжевая революция

Смутный период

Первым уроженцем Страны тюльпанов, очутившимся в «Реале», стал четверть века назад 24-летний защитник Джон Метгод. Дебютировав в сборной в 20 лет, Джон к началу 80-х оформился в стержневую фигуру «АЗ» из Алкмара. По-настоящему прославиться Метгоду удалось в 81-м, когда он со своей командой сделал «золотой дубль» на родине и пробрался в финал Кубка УЕФА, где «АЗ», правда, уступил в веселом противоборстве (4:2, 0:3) с английским «Ипсвичем».

Успехи Джона и его партнеров впечатлили тогдашнего президента королевского клуба Луиса де Карлоса настолько, что он позвал алкмаровцев на розыгрыш Трофея Сантьяго Бернабеу. «АЗ» ничуть не растерялся от оказанной чести, больше того – вышел в финал того турнира и вполне качественно противостоял там «Реалу» Вуядина Бошкова. Мадридцы взяли верх лишь в серии пенальти, а в основное время взломать гостевую оборону, где верховодил, разумеется, Метгод, так и не сумели. Спустя год «Бернабеу» стал для Джона уже домашней ареной. Два сезона, что Метгод трудился в Мадриде, мягко говоря, не слишком прославили королевский клуб. Альфредо Ди Стефано не смог взять с командой ни единого трофея и в 84-м передал тренерские полномочия Амансио Амаро, который, в свою очередь, не горел желанием продолжать сотрудничество с Метгодом и одобрил его уход в «Ноттингем Форест».

Несмотря на то, что Метгод оказался в «Реале» в смутный для клуба период, о нем в Мадриде осталась добрая память – в 86 играх голландец забил 7 голов. Завершив карьеру игрока в 94-м, Джон устроился в систему «Фейеноорда» и с тех пор перемежает работу ассистента в главной команде с управлением клубом-сателлитом роттердамцев – «Эксельсьором». Немудрено, что, когда «Реал» всерьез приударил за хавбеком «Фея» Ройстоном Дренте, именно к Метгоду обратились журналисты As за авторитетным комментарием.

Объект вожделения Фабио Капелло

Следующий подданный королевы Беатрикс оказался в «Реале» спустя дюжину лет после ухода Метгода. Возглавивший мадридцев летом 96-го Фабио Капелло представил президенту клуба Лоренсо Сансу шорт-лист требуемых покупок, где вслед за Шукером и Миятовичем значился 20-летний выходец из аяксовской академии Кларенс Зеедорф. За год до того юный суринамец в компании со столь же дерзкими сообщниками – Клюйвертом, Давидсом etc. – изрядно насолил дону Фабио в финале Лиги чемпионов, а затем примелькался Капелло еще и в составе генуэзской «Сампдории».

8,6 миллиона долларов окупились сполна. С Капелло Зеедорф победил в примере, а в сезоне-97/98 взял свой второй Кубок чемпионов – и это в 21 год! Кларенс без труда пережил непродолжительное сотрудничество с Гусом Хиддинком, с которым его связывали не самые теплые отношения. А вот со следующим тренером – валлийцем Джоном Тошаком – Зеедорф нещадно конфронтировал почти год, а потом еще прошелся по ненавистному британцу в своей автобиографии: «Тошак выиграл много денег на трансферах футболистов – это факт. Он хорошо наварился на трансферах Жереми и Балича. Эта информация от очень информированного источника. Он является моим другом и очень известным футболистом, имя которого я не могу раскрывать. Он мне сказал, что Тошак действительно участвовал во всех этих операциях».

Пересобачившись в «Реале» со всеми, с кем только можно, в начале 2000-го Кларенс благополучно вернулся на Апеннины. Массимо Моратти посулил за него «Реалу» почти 25 миллионов евро и Лоренсо Санс с радостью простился с 23-летним буяном.

Из сборной – в «Реал»

Разошедшиеся в среду на «Локомотиве» миром Лео Бенхаккер и Гус Хиддинк были единственными голландскими тренерами в истории «Реала». Любопытно, что за все время их руководства (Бенхаккер – 86-89, 91, Хиддинк – 98) в клубе не появилось ни одного их соотечественника.

Бенхаккер принял королевский клуб после конфуза со сборной Голландии, которую он не смог вывести на мексиканский мундиаль. На Пиренеях Лео был уже не новичок – в начале 80-х он порулил «Сарагосой», правда, выше 6-го места подтянуть ее так и не сумел. С «Реалом» у Бенхаккера получилось поубедительней – три чемпионских титула за три года! В январе 91-го Лео вернулся в Мадрид и здорово помог команде в кризисный сезон, заняв третье место.

В июле 98-го Лоренсо Санс попытался дать адекватный ответ «Барсе» с ее Луи ван Галом и позвал в «Реал» другого голландского тренера – ради Гуса Хиддинка импульсивный президент даже отфутболил Хосе Антонио Камачо, не проработавшего в клубе и месяца. Хиддинк, как и Бенхаккер в свое время, приехал в Мадрид прямиком из сборной, которую довольно неожиданно вывел в полуфинал французского чемпионата мира. Более того, Гус к тому моменту также уже имел опыт работы в примере – в первой половине 90-х он не очень успешно протрудился в «Валенсии».

Нынешний тренер сборной России продержался в «Реале» всего полгода. Лоренсо Санс болезненно воспринял неудачи клуба в примере и отставил Хиддинка в январе 99-го.

Десять лет спустя

Прошло десять лет с той поры, как Фабио Капелло, возглавив «Реал», потребовал себе Кларенса Зеедорфа, и повторилось все, как встарь. Вновь Капелло во главе королевского клуба, и вновь голландец во первых строках шорт-листа. На сей раз дону Фабио понадобился Руд ван Нистелрой. Справивший тридцатилетие форвард «МЮ» показался итальянского мэтру идеальным вариантом усиления атаки, и чутье в который уже раз не подвело великого тренера. 25 мячей хватило Руду для того, чтобы завоевать «пичичи» – трофей лучшему снайперу примеры, да к тому же победить в опросе сайта издания As в номинациях «Покупка сезона», «Игрок сезона», «Страйкер сезона» и «Гол сезона».

Голландская тема

Рамон Кальдерон, впечатлившись подвигами Руда, решил этим летом развить голландскую тему. Отоварившись в супермаркете под названием Eredivisie на 40 миллионов евро, мадридцы теперь вовсю хвастаются обновками – Ройстон Дренте уже положил чумовой гол «Севилье» в Суперкубке Испании, а Уэсли Снейдер неоднократно сделает то же самое по ходу сезона. Он умеет, мы знаем.

Дренте – большой оригинал. «Фейеноорд» провел отвратительный, худший за многие годы сезон, но этот крепко сбитый малец даже на столь мрачном фоне сумел ярчайшим образом заявить о себе, электричкой ворвавшись в реестр талантливейших юниоров планеты. Божественно отыграв на победном для голландцев молодежном Евро, Дренте сделался одной из самых востребованных персон на трансферном рынке текущего лета. Купцы «Барсы», «Челси» и «Реала» в едином порыве принялись оббивать пороги роттердамского клуба, вовсе даже не желавшего расставаться со своей жемчужиной. Тем паче, в апреле этого года Дренте продлил контракт с взрастившим его клубом до 2011 года.

Друзья, родственники, партнеры по команде, Джон Метгод, наконец, – все просили Дренте не спешить с отъездом и провести еще хотя бы один сезон на «Де Кейп», но Ройстон был непреклонен. В итоге, за 14 миллионов евро мадридский «Реал» получил мультиуниверсала, который, как выяснилось, еще и без проблем дубасит с любых расстояний. Андрес Палоп – первый испанец, пострадавший от дерзости голландского новобранца королевского клуба. И наверняка не последний.

А вот Снейдер в отличие от своего нового партнера совершенно неохоч до перемены мест. В то время, как его партнеры по симпатичному кумановскому «Аяксу» – Киву, ван дер Варт, Ибрагимович, Мидо, Максвелл – осваивались, матерели и становились звездами в элитных чемпионатах, сам Уэсли только и делал, что клялся в любви и вечной верности родному клубу. Столь немодный нынче клубный патриотизм, безусловно, вызывал всяческое уважение. Однако, глядя на художества Снейдера в простеньком голландском чемпионате, не отпускало любопытство – а на что он способен в лиге попрестижней? В предыдущем сезоне центральный хавбек «Аякса» забил в общей сложности 20 мячей и это уже был явный перебор. В том смысле, что настолько перерастать уровень чемпионата, в котором выступаешь, попросту неприлично. Уэсли, наконец, и сам это осознал и принялся контактировать с «Валенсией» и «Баварией». Те, впрочем, оказались не слишком расторопны и недостаточно состоятельны, чтобы отсчитать «Аяксу» 27 миллионов евро. А вот Рамон Кальдерон, как водится, за ценой не постоял и получил одного из лучших креативных полузащитников Европы, заодно расширив голландское представительство в своем клубе.Впрочем, три голландца – еще не предел. Настоящим венцом оранжевой революции в королевском клубе должен стать Арьен Роббен, который наверняка побьет рекорд по продолжительности перехода из одного клуба в другой.