7 мин.

Свобода слова Бернда Шустера

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Под стать себе Шустер подыскал и супругу – известную в Германии фотомодель Габи. В 80-м году, рассорившись с родителями, не одобрявшими его выбор, Бернд плюнул на контракт с «Кельном» и вместе с женой рванул в США – вести счастливую семейную жизнь, параллельно поигрывая за «Космос» у знакомого тренера Хеннеса Вайсвайлера. Однако планы Шустера ощутимо скорректировал летний чемпионат Европы, победный для немцев и поистине феерический для самого Бернда. Играть в Америке в статусе талантливейшего полузащитника Европы получалось как-то несолидно, а вот перейти в «Барселону» – самое оно. Впрочем, легендарный президент каталонцев Хосеп Луис Нуньес и не подозревал тогда, что привозит на «Камп Ноу» не только MVP Евро-80, но и его жену-фурию. С ее вкладом в карьеру мужа никогда не сравнится даже Кристен Пазик. Мало того, что Габи фактически являлась агентом Шустера, ведя от его имени все переговоры с клубами, так она еще и безо всякой робости публично критиковала Эленио Эрреру, Удо Латтека и Терри Венейблса, которые, дескать, были недостойными тренерами для ее супруга.

Сам Шустер, разумеется, тоже не скучал. Относительно спокойным у него выдался лишь первый испанский сезон, увенчавшийся победой в Кубке Короля. А затем понеслось. В декабре 81-го его зверски сломал Андони Гойкоэчеа – в результате из-за перелома колена Шустер пропустил мундиаль. Кроме того, Белокурый Ангел пересобачился со всеми без исключения тренерами «Барсы» – от Эрреры до Венейблса. А в 83-м Бернд самовольно слинял из сборной, чтобы присутствовать на родах жены, за что на него ополчились и бундестренер Юпп Дервалль и большинство игроков во главе с Паулем Брайтнером. Шустер ответил им в своем духе – просто взял и навсегда прекратил выступления за бундесманншафт. И это в 24 года!

Дальше было еще круче. В 86-м объектом уничижительной критики четы Шустеров становится уже сам Хосеп Луис Нуньес. Суть вопроса была до боли смешной – размер премиальных, но для почтенного президента «Барсы» она явилась последней каплей – терпеть взрывоопасную немецкую семейку в своей команде он более не мог. Целый год Шустер провел в резервном заточении, а в 88-м обрел пристанище … в мадридском «Реале». Учитывая специфические свойства шустеровской натуры, кажется, что перейти в какой-то иной клуб он просто не мог. Иначе получилось бы не столь громко и скандально.

В каждом из двух сезонов в «Королевском клубе» Шустер становился чемпионом Испании – сначала с Бенхаккером, затем с Тошаком. За 8 лет в «Барсе» он выигрывал примеру лишь раз – в 85-м. Когда же настала пора покидать и «Реал», Шустеры вновь выступили в своем репертуаре, подавшись в мадридский «Атлетико». Если уж плевать на испанские устои, то до конца!

После трех лет на «Висенте Кальдерон» Шустер еще четыре года красиво старел в «Байере» и мексиканском УНАМе, пока не решил свернуть карьеру игрока и заняться тренерством. В 80-х Бернд уверенно перечил великим Эленио Эррере и Луису Сезару Менотти, а в 97-м принялся доказывать, чего стоит сам.

НЕПРИГЛЯДНОЕ РЕЗЮМЕ

Пару лет Шустер незатейливо практиковался в «Фортуне» и «Кельне», а после двухлетнего отпуска в 2001-м получил, наконец, чего ждал – приглашение вернуться в Испанию. Белокурому Ангелу доверили скромненький андалузский «Херес» из сегунды, чей дерзновенный президент Хоакин Моралес жил мечтой впервые в истории клуба втащить его в примеру. Как ни странно, Бернду это едва не удалось – два года подряд он останавливался в шаге от элиты. Этого вполне хватило, чтобы прослыть перспективным тренером, а именно такого искал в 2003-м для «Шахтера» Ринат Ахметов. Однако расчет на симбиоз немецкой прагматики и испанской эстетики, живший в голове у донецкого миллиардера, так и не материализовался на деле.

Приехав на Украину Шустер обронил фразу, что не знает никого из новичков команды, полностью доверяя селекционерам клуба. Легкомысленность и несерьезность аукнулись Шустеру довольно скоро – с Плетикосой, Рацем, Срной, Тимощуком и Вукичем он равнодушно пролетел мимо группового турнира Лиги чемпионов, памятно для нас осекшись на «Локомотиве». А когда немец еще и проиграл чемпионат киевскому «Динамо», Ахметов уже безо всяких колебаний разорвал с ним контракт.

После донецкого конфуза тренерское резюме Белокурого Ангела приняло совсем уж неприглядный вид – Шустер не смог выполнить поставленную задачу ни в одном из четырех клубов. Парадоксально, но спустя буквально пару месяцев президент «Леванте» Педро Вильяроэль уволил выведшего команду в элиту Мануэля Пресьядо, расчистив место… для Шустера. Бернд, казалось уже и не ждавший такого шанса, быстро оправился от свалившейся на голову благодати и принялся старательно осваивать весьма недурственный трансферный бюджет клуба. В команду, где на заре 80-х доигрывал Кройф, удалось заманить Фабио Челестини, Йохана Мьяльбю и Яна Харта.

В начале сезона-04/05 валенсийский клуб не мог не восхищать. Мнилось, что именно «Леванте» станет главным открытием сезона, ивуарийский хавбек Эттьен – лучшим ассистентом чемпионата, а сам Шустер, наконец, обоснует отчаянную веру в его тренерский гений клубных президентов со всех концов Европы. Но… «гранатовые» вылетели из примеры, не успев там толком обжиться, а Бернд, к концу сезона даже переставший общаться с Вильяроэлем, лишился своего поста за 5 туров до финиша.

ЩЕДРОСТЬ СУДЬБЫ

«Ты соскучился по сегунде?» – на всякий случай поинтересовались газетчики у президента «Хетафе» Анхеля Торреса, когда он летом 2005-го пригласил на смену отправленному в «Валенсию» Флоресу – да-да! – именно Шустера, оформлявшегося потихоньку в хронического неудачника. Любой другой на месте Бернда всерьез задумался бы о собственной профпригодности, но что было поделать немцу, если судьба неустанно кормила его все новыми и новыми шансами, будто принуждая использовать хоть один из них. И с некоторой натяжкой можно сказать, что Шустер его таки использовал.

В «Хетафе» Бернд имел несравненно меньшие ресурсы, чем в тех же «Леванте» с «Шахтером». Большими средствами Los Azulones были отродясь обделены, так что рассчитывать пришлось на бесплатных и арендованных игроков. Шустеру позволили лишь пару прихотей – опорного хавбека Челестини, пережившего с немцем левантийский год, и вратаря Луиса Гарсию, с которым Бернд в «Хересе» тщился прорваться в примеру. На первый серьезный трансфер Анхель Торрес осмелился лишь в середине сезона, когда Шустер с подопечными уже набрали обороты. Президент команды не пожалел целый миллион евро на молодого бразильца Жажу из «Фейенорда». Кто-нибудь знает, где теперь этот Жажа?

«Нам не нужны Зиданы и Павоны, когда у нас есть Начо и Пачоны», – вольный перевод расхожего слогана инчады стадиона «Альфонсо Перес» емко отражает самобытную харизму команды мадридского пригорода. Этот своеобычный коллектив вполне обходился и без свежей крови. Под руководством Шустера по-новому проявили себя неюные уже Рики, не прошедший когда-то кастинг даже в дубль «Реала», и аргентинец Перния, которому пришлось оперативно оформлять испанское гражданство – так он приглянулся Арагонесу. А Кике Флорес, насмотревшись в «Хетафе» на левого вингера Гавилана, летом 2006-го поспешил вернуть его на «Месталью». Но самое главное, что, приведя «Хетафе» к 9-му месту, именно Шустер был признан лучшим тренером Испании того сезона – ни Райкард, ни Рамос, ни Агирре, а именно он! Второй сезон – и вновь 9-е место, но еще и выход в Кубок УЕФА в качестве увесистого бонуса.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАВКА КАЛЬДЕРОНА

Шустер пока явил нам лишь задатки большого тренера, не более того. Каждый год в любом чемпионате мы выделяем такого специалиста. В минувшем сезоне это, например, Вальверде, Сиганда, Колантуоно, Фе, Коппелл. Однако в одном Шустер их все же превзошел – он сумел очаровать Рамона Кальдерона, а они нет.

Успехи Шустера в «Хетафе» вообще, казалось, свели с ума всю Испанию. По ходу сезона его фамилия склонялась применительно ко всем трем клубам, где он играл в 80-90-х. Но если в Каталонии на слухи о заинтересованности Лапорты в Шустере отреагировали единогласным «чур, нас, чур!», а в «Атлетико» решили дать второй шанс Хавьеру Агирре, то в «Реале» – клубе, ставшем чемпионом Испании! – ради Белокурого Ангела решились-таки на смену тренера. В «Реале»! В клубе, после трех депрессивных бестрофейных сезонов вспомнившем, наконец, вкус большой виктории. И если сеньор Кальдерон готов после всего этого сделать ставку на человека, завалившего пять тренерских начинаний из шести, нам остается лишь искренне ему поаплодировать. На такой шаг способен лишь отчаянно рисковый президент, до глубины души убежденный в своей правоте. Кальдерон планировал привлечь Шустера еще год назад, когда баллотировался на пост президента «Реала». Тогда, впрочем, Рамон разумно счел более привлекательной для избирателей кандидатуру Фабио Капелло. Теперь же нам вполне позволительно предположить, что, сделав прошлым летом стратегическую ставку на Бернда, Кальдерон использовал итальянца исключительно ради победы на выборах.

Ровно десять лет назад Капелло, завоевав чемпионство, уже покидал «королевский клуб». Сменивший его немец (в тот раз это был Хайнкес) спустя год выиграл Лигу чемпионов. История повторяется?