8 мин.

Валерий Карпин: «Купить и продать можно любого игрока. Даже Криштиану Роналду»

– Валерий Георгиевич, можно ли сказать, что после победы над ЦСКА в воздухе Тарасовки стал витать спартаковский дух?

– Честно говоря, все вокруг говорят об этом самом спартаковском духе, однако никто не может конкретно сказать, что это такое. Появился дух победителей просто-напросто.

– Скорее всего, это синонимы...

– Дух победителей – это способность и постоянная вера в победы. Очень хотелось бы, чтобы он стал спартаковским.

– Во время своей игровой практики вы не раз обыгрывали ЦСКА. Какая победа над армейцами приятнее: в качестве футболиста или уже будучи тренером?

– Любая победа всегда приятна. Важнее? Тут надо смотреть, в каком сезоне и при каких обстоятельствах она одержана.

– Одни получают удовольствие, когда отдают голевой пас или же забивают победный мяч, другим же нравится ощущение от победы коллектива, которым они руководят. Вам по душе настраивать восемнадцать человек на борьбу или же быть одним из исполнителей?

– Когда ты руководишь игроками, то ощущаешь большую ответственность. Постоянно во время матча анализируешь действия футболистов, пытаешься подсказать. Но в тоже время понимаешь, что изменить ход игры возможно только с помощью замены или тактических перестановок.

– Тренер должен учить игре или только мотивировать и ставить задачи?

– Смотря где. Попробуйте научить играть Рауля в мадридском «Реале».

– Но у нас еще не «Реал», а по-прежнему «Спартак».

– В нынешнем «Спартаке» нужно и учить, и мотивировать.

– Недавно вы заявили, что игроки словили «звезду»...

– Не то чтобы прямо зазвездились, сказал бы просто, что расслабились. Всякое случается. Наше поколение тоже порой «отпускало вожжи».

– Есть на это народная мудрость: не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

– Верно. Самое главное вовремя понять, что расслабились преждевременно. Как видите, поняли это уже в перерыве матча с «Крыльями Советов» – в итоге сумели сравнять счет.

– Знаете, в издательском деле есть правило: чтобы делать успешное издание, надо полностью разделять те ценности, которые оно пропагандирует. Для успешных выступлений футбольного клуба, полагаю, необходимо тоже иметь общие ценности. И что же самое главное в «Спартаке»?

– Главная ценность, безусловно, победы. Но это возможно только в том случае, если, извиняюсь за тавтологию, команда «Спартак» должна быть прежде всего Командой с большой буковой. Коллективом, где один за всех и все за одного. Только при абсолютном взаимопонимании, как на поле, так и за его пределами становится возможным решать самые высокие задачи.

– Раз уж затронули тему высоких задач. Многие тренеры делают громкие заявления, что они приведут свою команду к победе в еврокубках через два года или, допустим, сразу же выиграют внутреннее первенство. Вы, насколько я заметил, не сторонник такого «планирования побед» и озвучивания в чем-то утопических задач?

– Нет, я никогда таких заявлений не делаю. Для начала, чтобы что-то выиграть, надо создать команду. Это первая и определяющая задача, которая находится в процессе выполнения.

– Не так давно вы бросили фразу, что все видят только красивую оболочку «Спартака», не зная про разрушенный фундамент...

– (Перебивая.) Так было.

– Образно говоря, новый фундамент дома с красно-белым ромбиком уже заложен?

– Постепенно приступаем к возведению стен. А то, какой дом получается, – уже вам судить. Показ работ происходит каждые выходные. (Смеется.)

– Как адаптируется в команде Ибсон?

– Адаптация проходит быстро. Во многом помогают ему освоиться те бразильцы, что уже есть в коллективе. Скажу еще, что сложностей у него намного меньше, чем у первых легионеров из Бразилии, которым многое пришлось познавать самостоятельно.

– Первого августа открылось трансферное окно, поэтому Ибсон уже внесен в заявку «Спартака». В связи с этим возникает вопрос: когда мы увидим бразильского новичка в действии?

– Возможно, в субботнем матче и увидите. Он находится в хорошей форме: мы его буквально вытащили из чемпионата Бразилии, который, как известно, находится в самом разгаре.

– А что думаете о Кариоке, который после своего проступка показал отличную игру в дерби с армейцами, заслужив высокие оценки прессы и специалистов?

– Во-первых, по одной игре не только Кариоку, но и никакого другого футболиста судить нельзя. Раз он в матче с ЦСКА показал, на что способен, так он должен играть так всегда, это два.

– Что же вы сказали Кариоке, что он одумался?

– Думаю, лучше будет оставить ту беседу между нами. К тому же, бывают у молодого мальчика срывы – ничего сверхъестественного, считаю, не произошло. Главное в этой истории, что после соответствующего разговора он начал делать все правильно.

– Как оцениваете работу подрастающего поколения спартаковцев?

– Сейчас себя хорошо проявил Паша Яковлев. Игроком основного состава его называть пока рано – если будет продолжать работу в том же ключе, то в скором времени попадет в состав на постоянной основе. А так, на поле появляются фланговые молодые защитники Макеев и Паршивлюк. Рыжков играл в прошлом году – выйдет на поле и в этом. Жано Ананидзе, вызванный на днях в национальную команду Грузии, получит свой шанс. Малоян, являющийся лучшим бомбардиром прошлогоднего молодежного первенства, уже принял участие в некоторых встречах. Наблюдаю за работой тех ребят, которые еще не на слуху прессы.

– Правда, что в скором времени команду может покинуть нападающий Артем Дзюба?

– Купить и продать можно любого игрока, как видите, даже Криштиану Роналду. Так что все может быть.

– Действительно ли имел место некий инцидент на сборах между Дзюбой и Быстровым?

– Никакого происшествия на сборах с Быстровым не было.

– Хотите сказать, что написанное по этому поводу в газетах – это чьи-то домыслы или происки желтой прессы?

– Да, и вообще, чем популярнее команда или человек, тем больше шумихи поднимается вокруг него. Большинство, что пишут о «Спартаке», кроме фактов или прямой речи, является лишь слухами.

– Будет ли возвращен из аренды Роман Шишкин?

– В конце года будет видно. Сейчас нет, это точно.

– Вы подбираете схему под игроков или игроков под схему?

– Прежде всего, смотрю, какие футболисты имеются в моем распоряжении, затем уже пытаюсь их грамотно расставить, образовать какие-то связки. Неправильно выбирать схему, к примеру 4-4-2, а потом уже отталкиваться от нее. А что будет, если кто-нибудь получит травму?! В зависимости от соперника и собственных ресурсов я и выбираю, по какой расстановке будем действовать в том или ином матче. Сейчас 4-3-3, потом 4-4-2, а затем могу и 5-4-1 сделать.

– Регион поиска новичков остается прежним: весь мир?

– Естественно, мы ищем кандидатов повсюду.

– Однако последние приобретения до этого выступали в Южной Америке...

– Не важно, из какой страны футболист. Если он отвечает нашим требованиям, почему мы должны отказывать от приобретения, только из-за того, что он афроамериканец. Национальность и цвет кожи не определяет совершенно ничего. И я искреннее так считаю.

– Трудно вообще уговорить футболистов приехать в Россию?

– Да, порой с этим возникают сложности.

– Потому что медведи по улицам ходят?

– Нет, все-таки люди в этом плане стали более просвещенными. В первую очередь сложно уговорить из-за уровня нашего чемпионата. Хорошие футболисты, на которых есть спрос, стремятся уехать в более сильные чемпионаты.

– Многие удивились, когда в первом матче под вашим руководством место в воротах занял Сослан Джанаев, заменивший на этой позиции одного из лидеров команды Стипе Плетикосу. Это ваша принципиальная позиция, что вратарь должен быть с российским паспортом?

– Это не моя позиция, а логика футбола. Разрушать легче, чем создавать. Игрока для созидания найти сложнее, нежели футболиста оборонительного плана. Если так получилось, что игроки-созидатели в «Спартаке» преимущественно иностранцы, то защита и тем более голкипер не должны попадать под лимит. Иметь вратаря без российского паспорта – это роскошь, ибо вратарь очень редко выигрывает матчи.

– Сомневаюсь, что Алекс и Ко компания без мощного тыла смогут принести победу.

– Да, но мощный тыл, как вы говорите, без Алекса и Ко скорее сведут матч к ничьей, сохранив ворота в неприкосновенности.

– Но в той же самой Англии очень мало стражей ворот родом с Туманного Альбиона.

– Но в той же самой Англии и лимита на легионеров нет.

– Мое мнение, что Плетикоса выглядел в некоторых компонентах сильнее.

– Я думаю иначе. Российский голкипер развязывает руки, давая много вариантов для маневров. К тому же я считаю Сослана сильным вратарем, который прогрессирует, набираясь опыта, от матча к матчу.

– Хорошо, а предложения по Плетикосе поступали?

– Пока еще нет.

– Как он сам переживает сложившуюся ситуацию?

– Как и любой игрок, не попадающий в состав. Естественно, переживает. Другое дело, что у голкиперов сложнее: вратарь на поле всего один, в то время как полевых игроков десять. Если бы я был иностранцем в команде, где нужно сохранять лимит, для меня лично это не стало бы неожиданностью.

– Насколько понял из разговора, больше шанса он не получит?

– Ему будет сложно пробиться в основной состав, что уж тут говорить. Бывают, конечно, непредвиденные ситуации. Просто, как я уже говорил, футболисты высокого класса атакующего плана по большей части иностранцы.

– Но тот же Йиранек и Штранцль не россияне, и их трудно отнести к игрокам-созидателям. Не противоречит это логике?

– А были еще крайние защитники, вратарь. Сейчас идет перестройка состава.

– Как в целом можете оценить первый круг чемпионата?

– Могу сказать, что чемпионат очень интересный. Все теряют очки, в связи с этим ситуация в таблице очень плотная.

– Кого относите к группе лидеров?

– Те клубы, которые занимают первые пять-шесть мест и будут бороться за медали. Не исключено, что «Локомотив» подтянется.

– Как оцените судейство?

– Что тут говорить... Как о покойном, о судействе либо хорошо, либо ничего. Хорошего, увы, не скажешь.

– И, наконец, вопрос, который успел порядком поднадоесть: когда вы получите тренерскую лицензию класса Pro?

– Как только откроется набор на курсы, так сразу же запишусь. Пока такой возможности нет.