3 мин.

«Над собой смеетесь». Как власти обсуждают ЧМ-2018

Чемпионат мира все ближе – речи чиновников все громче. Председатель правительства Мордовии учтив: «Население нас поддерживает». «Спасибо Владимиру Путину, вам [Мутко] и ФИФА за то, что доверили нам», «Обязуемся не подвести». Глава волгоградского оргкомитета сдувает пыль с афоризма президента: «Помним призыв Путина: «Как же мы будем побеждать без Сталинграда?» Все это произнесено на круглом столе о проектировании стадионов к ЧМ-2018. Положение спасает самый живой спортивный чиновник России Виталий Мутко: он пытается говорить ярко.

– Просто порой стыдно бывает, когда смотришь на наши аэропорты, – неожиданно откровенно говорит он и вздыхает.

Мутко тут же напоминают, что Бразилия, соседствующая с Россией в БРИКС, столкнулась с примерно такими же проблемами и начала протестовать прямо во время Кубка конфедераций. Министр спорта становится заметно более жестким.

– Мне сложно сказать, как можно протестовать против реконструкции аэропорта в том же Ростове-на-Дону. Или против строительства моста, дополнительной развязки, строительства и реконструкции 13 больниц. Протестовать потому, что эти деньги пошли на стадионы? Если вы посмотрите на бюджет России, то увидите, что эти расходы никакого существенного урона не наносят. Видите: 13 триллионов у России, а мы говорим о 330 миллиардах рублей на 5 лет! Мне тогда сложно понять: куда надо вкладывать бюджетные деньги?

Правда, как только речь заходит о возможном заработке на наследии ЧМ-2018, тон Мутко меняется. Представители Саранска, Самары, Волгограда, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода только что озвучили свои оценки: ни одного стадиона дешевле 10 миллиардов рублей, максимум – 15,1 миллиарда. Строить более дорогие стадионы власти не намерены, но и такие вложения, с учетом всей специфики нашего футбольного бизнеса, отбить будет непросто.

– Нам нужно научиться продавать свой футбол. Повышать уровень игры, правильно подавать ее. Посещаемость увеличивается на 15-20 процентов после введения в строй нового стадиона. Болельщики пойдут на комфортные трибуны, а там «Волга»... – смеется Мутко, вместе с ним и весь зал. Нет нового Городничего, который бы вскрикнул сквозь поднявшийся гам: «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!»

Зато в эти секунды рождается самое конструктивное предложение дня: министр спорта призывает всех отказаться от «стадионов-фантомов» на 45 тысяч мест, которые после чемпионата будут стоять практически без дела. По его предложению, после ЧМ-2018 вместимость практически всех нестоличных стадионов надо существенно сокращать – исключением может стать только Самара. Практически все чиновники из регионов одобрительно кивают. Не согласен только Дмитрий Сватковский из Нижнего Новгорода.

– Мы специально хотим рассчитывать свою работу на 45 тысяч человек. Хотим научиться работать с такой аудиторией. Стадион просто должен работать 365 дней в году, мы готовы проводить не только футбольные матчи. Мы готовы работать с этим стадионом каждый день, – говорит Сватковский. Вспомнит ли он об этих словах через пять лет, когда стадион будет стоять и на нем будет играть все та же «Волга»?

Но главный вопрос дня и всех последующих лет подготовки к ЧМ-2018 – это, конечно, не далекое наследие стадионов, а коррупция. «Что с ней делать?» – спрашивают у Мутко под конец встречи.

– Мы еще не приступали... – многозначительно отвечает Мутко и делает паузу. – Создана совместная рабочая группа, куда входят представители МВД, ФСБ, Счетной палаты. Со второго июля она приступает к работе, пока же никаких действий не ведется. Сопровождаться будут все проекты. Каждый шаг будет под контролем, нужна суперпрофессиональная ответственность. Мы будем делать все, чтобы ЧМ-2018 был прозрачен.

Но в этот раз после слов Мутко уже никто не смеется.