7 мин.

«Теперь Миллер будет либо перестраивать «Зенит», либо менять под него окружающую реальность»

«Дело о петарде»

Поражение «Зенита» в Высшем арбитражном спортивном суде в Лозанне подвело черту под его провальным сезоном. В том, что апелляция сине-бело-голубых не была удовлетворена, находит логику обозреватель Sportbox.ru Андрей Колесников.

«Неделя для невского клуба получилась сокрушительная. 8 мая — поражение на «Петровском» от «Анжи» в полуфинале Кубка, 12-го — ничья в Ростове, фактически закрывшая тему золотой гонки в чемпионате и вновь напомнившая о внутренних противоречиях, 14-го — отказ из Лозанны. Эти семь дней оставили команду в нынешнем сезоне без титулов (теоретически, впрочем, Питер еще может стать чемпионом), но смысл их, пожалуй, чуть шире турнирного результата.

<…> С приходом в РФС Толстых и утратой контроля над российским футболом «Зенит», а точнее его хозяин, повел себя как брошенный своей пассией герой-любовник. Объединенный чемпионат, Лозанна, еще какие-то абсурдные иски — из каждого движения донжуана брызжет обида. Он категорически не согласен считать других равными себе, не готов принять порядок, по которому живут остальные. Сделавшись для футбольной власти таким же, как все, он ощутил себя несправедливо ущемленным. И наблюдать за его нервическими метаниями просто горько — как всегда горько видеть мелочную мстительность в том, кого привык считать сильным красавцем.

<…> Испытываешь неловкость за флагмана, когда слышишь рассуждения о каких-то судейских заговорах, о каком-то задании, которое Розетти дал Карасеву. И это произносит тот, чья команда по меньшей мере три победы в нынешнем чемпионате (над «Кубанью», «Крыльями Советов» и «Аланией») оформила благодаря 11-метровым ударам, которых не существовало в природе. Когда сильный вызывает ощущение жалости — это печаль. Наверное, это самая большая из возможных печалей.

Ошибками, поражениями, раздорами «Зенит» в этом сезоне огорчил. А вот разочаровал другим — тем, что не сумел в трудную минуту сохранить лицо», – резюмирует автор.

Обозреватель «Спорт-Экспресса» Сергей Микулик между тем полагает, что у «Зенита» все-таки был шанс выиграть дело против РФС.

«Только искать его нужно было поближе к дому. Выдвинуть, например, из фанатской среды камикадзе, который вышел бы из подполья и сказал: а вот он я, который петарду-то метнул. Да, проживаю в Санкт-Петербурге, но «Зенит» при этом не терплю с детства. Как такое может быть? А дедушка у меня почетный чекист, папа просто чекист, и вся семья всегда болела за «Динамо». Почему я это сделал? А чтоб себя не выдавать – иначе соседи по трибуне догадались бы и замочили. Петарда, кстати, не моя. Кто-то сзади протянул, брось, говорит, у тебя вроде руки подлиннее. Я и швырнул, и ни в какого Шунина не целил, думал, она намного ближе упадет, а она вон куда долетела. Я ж не больной – вратаря своего калечить, да еще когда мы в счете ведем. К тому же мой кумир на все времена Лев Иванович Яшин, у меня вся квартира его фотографиями увешена, приезжайте и посмотрите. Приму любое наказание – готов, например, к запрету посещений матчей на «Петровском», я туда и так раз в год захожу, когда мое любимое «Динамо» приезжает…

И вот тогда любопытно было бы посмотреть на законников из РФС, как бы они вывернулись. А так буквоеда Толстых никакой Лозанной не перешибить – у Николая Александровича все всегда было, есть и будет строго по регламенту. А он уже какой есть – сами принимали, и, как указал этот СAS, сами и разбирайтесь. Мы подключимся, если вы допинга наедитесь, и тогда уж точно всем поражения повыпишем», – иронизирует Микулик.

Подводя черту, обозреватель «СЭ» Евгений Дзичковский приходит к неутешительному выводу: обстановка на российских стадионах изменится едва ли.

«У нас на трибунах больше не жгут файеры и не рвутся петарды? Жгут и рвутся. Мы научились идентифицировать нарушителей? Ничего подобного. Дым, мешающий этому процессу, больше никогда не появится над российскими стадионами? Появится неоднократно. Система допуска на трибуны по паспортам работает? Нет, потому что она неудобная, недоработанная, не принятая на вооружение ни в одной другой футбольной стране мира. А какая-то другая система вместо этой разработана? Тоже нет.

Чему в таком случае нас научила химкинская петарда? Лишь тому, пожалуй, что клубы теперь жестче разграничивают ответственность за сектора. Эти – наши, а те, прости господи, – ваши, следите за ними, как хотите. Ни в работе с болельщиками, ни в очеловечивании атмосферы на футбольных матчах серьезных сдвигов не произошло. Петарда может спикировать на чью угодно голову в какой угодно момент. На смену эпохе вратарей в кепках приходит эра футболистов в касках.

А людям, которым надоели зоопарковые гиканья, дымы, пожары и гектарные баннеры заборной красоты, по-прежнему хочется посетить комфортную арену и посмотреть интересную игру, оставив на футболе некоторое количество денег. За 36 минут с апофеозом в виде оглохшего вратаря они платить не будут», – убежден автор.

Скандал в «Зените»

Обозреватель «Советского спорта» Юрий Цыбанев, откликаясь на очередной очаг напряжения в петербургской команде, предрекает перемены на тренерском мостике и ставит в пример ситуацию в ЦСКА-2008.

«Говорят, у высокого зенитовского руководства возникли сомнения в дальнейших укротительских способностях Спаллетти. И кто-то не преминул довести эти сомнения до сознания игроков. А игроки, в свою очередь, не удержались и приоткрыли полученную информацию всей желающей публике самым тривиальным, самым животно-импульсивным способом. Проявили готовность в буквальном смысле махнуть на тренера рукой. «Будь готов!» – «Всегда готов!» – вспоминается давнишняя пионерская присяга…

У меня, собственно, единственный вопрос. Неужели в зенитовском штабе не нашли полезным обернуться за наукой на осенний опыт «Спартака» – ну, или хотя бы на свой же исторический времен Садырина? Ведь в опасности не только настоящее, но и будущее «Зенита»…

Спросите: а есть ли положительный пример разруливания критических-кризисных ситуаций? Да пожалуйста – ЦСКА-2008! Когда Газзаев и ряд игроков порядочно друг другу поднадоели и было заблаговременно заявлено о будущей отставке тренера. И что последовало? Команда, легко вздохнув, вспыхнула жизнерадостной игрой. Потом чуть пошатнулась на смене рулевых – но удержалась, выправилась.

И вот снова идет на чемпионство», – подчеркивает Цыбанев.

Обозреватель «Московских новостей» Андрей Вдовин размышляет о том, есть ли у сине-бело-голубых выход из сложившейся ситуации.

«Зениту», чтобы вырваться из этой атмосферы взаимных обид, шантажа и интриг, нужно что-то кардинально менять. И, похоже, Миллер теперь это понимает отчетливо. Но что именно он будет перестраивать — свой клуб или менять окружающую реальность под «Зенит» — вот главная интрига российского межсезонья.

В «Зените» можно попробовать поменять состав и атмосферу в раздевалке, и тогда придется убирать теневых лидеров Денисова и Широкова, покупать на их место Глушакова, Тимощука и еще кого.

Можно поменять главного тренера. Но если раздевалка «Зенита» сожрала даже Спаллетти, то какой еще тренер в мире способен будет справиться с этими игроками?

И в какой-то момент показалось, что Миллер хочет менять не «Зенит», а окружающий футбольный мир, и построить вокруг идеальный чемпионат из клубов России и Украины. Этот путь самый долгий и самый дорогой. Государственной компании «Газпрому» он будет обходиться не менее чем 1 млрд долларов в год, и понадобится несколько лет, чтобы конструкция стала устойчивой и не требовала таких громадных вложений. Значит, понадобится миллиардов пять. Но никто из организаторов ОЧ, в том числе и главные идеологи, не ответили, как может сложиться идеальный чемпионат, если в нем будут играть совсем неидеальные клубы.

«Зенит» — далеко не идеален. Большинство проблем «Зенита» идет изнутри клуба. Именно эти проблемы, а не внешние условия, мешают команде завоевывать трофеи. «Зенит» провалил сезон в своей раздевалке. Клуб изнутри оказался не готов к штурму Лиги чемпионов, к 100-миллионным трансферам, к агрессивным трибунам. Но в клубе, похоже, показалось, что виноваты все, кроме него.

Мне не доводилось слышать историй, как и почему Миллер увлекся футболом. Но иногда слышны разговоры, как в главном болельщике «Зенита» стараются поддерживать спортивный интерес. Иногда кажется, что делать это становится все сложнее и сложнее. В этой бесконечной цепочке невысказанных угроз, мрачных намеков, пренебрежительных жестов и шантажа крайними всегда оказываются те люди, которые больше всего заинтересованы в результате, кому больше всех надо.

В концовке таких историй почти всегда разочарование. И тогда все приходит к тому, что ничего не надо уже никому», – заключает автор.