3 мин.

«Валера, верим в седьмое место»

Болельщики “Спартака” свистели судье Безбородову, передавали привет РФС и долго старались не реагировать на игру любимой команды. Но на 84-й минуте их терпение все-таки лопнуло: трибуна B выдохнула и зычно исполнила давно забытый заряд “Не позорьте “Спартак”. Всего две недели назад красно-белые пробивались на второе место под требования о роспуске руководства, а в воскресенье недовольство перекинулось на игроков.

После финального свистка футболистам было действительно стыдно: Эммануэль Эменике торопливо засеменил в подтрибунное помещение, а остальные, робко поаплодировав трибунам из центрального круга, чуть менее поспешно последовали за ним. И тут на их пути появлился тренер (со спины похожий на Андрея Тихонова), который криками и энергичными движениями погнал команду к фанатской трибуне. Игроки послушались и на этот раз дошли аж до рекламных щитов. Болельщики одобрительно загудели и, похоже, простили своих непутевых любимцев.

Прошло еще полчаса – и примерно триста человек выстроились у автобусов и колонны машин премиум-класса, которая ждала выхода игроков. Разумеется, вся толпа собралась ради Валерия Карпина: кто-то предусмотрительно готовил видеокамеры, кто-то репетировал вступительное “Валера, иди сюда”, а из окон местной гостиницы постоянно высовывались заинтересованные постояльцы.

Ожидание продлилось около тридцати минут. Карпин выбежал из подтрибунного помещения, не стал никого приветствовать и скрылся в черной машине, пробыв на виду у публики всего десять секунд. За это время он мог услышать массу разнообразных высказываний – от “С юбилеем, Валера!”, “Бруну Алвеша купи” и “Уходи!” до “Валера, верим в седьмое место!” и еще нескольких пропитанных матом криков. Общаться с такой толпой практически невозможно, поэтому Карпин передал ей все самые важные слова через журналистов. При этом он даже смог сделать кому-то приятно. “Ух, выговорился – и сразу на душе легче стало”, – сказал один из болельщиков, когда машина Карпина тронулась с места.

В это же время напротив трибуны D происходил настоящий дагестанский праздник: у болельщиков “Анжи” пела душа, они били в барабаны, аплодировали и, кажется, танцевали лезгинку. Увидеть, что именно происходило у автобусов, из которых неслась дагестанская музыка, мешали оцепление и огромный милицейский грузовик. Проходившие мимо болельщики “Спартака” косо посматривали на этот уголок радости, но подходить не решались.

Отношения между «Спартаком» и «Анжи», прямо скажем, не приятельские: после столкновений осенью 2010-го года их болельщики постоянно обмениваются колкостями и оскорблениями. Сегодня, после будничных призывов к сексуальной расправе над соперником, одни фанаты называли других овцами, а вторые приравняли первых к потомкам Гитлера (на фото снизу – аббревиатура от «Сдох Гитлер. Сдохнут и его внуки»).

Несмотря на всю серьезность межнационального конфликта, в “Лужниках” все-таки нашлось время для празднования 90-летия “Спартака”. В перерыве на поле вывели целую шеренгу ветеранов клуба, а подрастающее поколоение вручило им пакеты с подарками. В один из самых торжественных моментов микрофон оказался у Леонида Федуна, и трибуны ожидаемо засвистели. Впрочем, последовавшая за этим речь заставила многих улыбнуться: сначала владелец клуба напомнил про разгром “сборной лыжников” почти вековой давности, а в самом конце выпалил фразу “Спартак” – forever”.

Это высказывание было трудно применить к воскресному “Спартаку”: центральные полузащитники уже в который раз не могли спродюсировать ничего интересного (положение не улучшил даже выход Жано), фланговые прорывы успешно накрывлись оборонцами “Анжи”, а у Эменике просто не было свободного пространства для фирменных забегов.

– Валерий Георгиевич, это такая установка была – пробежать по флангу и сделать прострел? – внезапно спросили у главного тренера “Спартака” на пресс-конференции.

– Да, так и сказал: давайте мяч на фланг, бейте в центр – и больше ничего не делайте, – в ответ Карпин только усмехнулся.

Через полчаса Карпин вышел к болельщикам, и ему было уже не до смеха.