4 мин.

Тренер со скидкой. Все, что нужно знать о новом тренере «Интера»

Увольнение Клаудио Раньери прошло на фоне самой качественной игры «Интера» в этом сезоне: до гола «Ювентуса» тот смотрелся по-настоящему здорово. Но неполным часом хорошей игры все неудачные дни не исправить, и Раньери второй год подряд — и в «Роме», и в «Интере», — исполнил незавидную роль. В обоих клубах ему выпало завершить длинные и сложные циклы, еще больше подпортившие его репутацию, ведь последнее обычно запоминается лучше всего. «Рома» уже на новом пути, «Интеру» он еще только предстоит. А пока крепостной театр Моратти встречает очередного режиссера. Презентация Андреа Страмаччони блеснула отличной драматургией: из ниоткуда вдруг материализовался Марио Балотелли — словно призрак прошлого, никак не дающего покоя ни «Интеру», ни его президенту.

Неискушенный в публичных речах Страмаччони после дебютного матча (победа над «Дженоа», 5:4) заявил: «Президент сказал, что хочет получить удовольствие. Может, оказалось даже чересчур». А ранее, перед встречей с «Ювентусом» из «Интера» слышались призывы собраться на игру не ради болельщиков, престижа клуба или самоуважения игроков, а ради все того же Моратти. Такое выражение любви и внимания к президенту могло выглядеть трогательно, если бы не одно обстоятельство: нынешние проблемы во многом его же рук дело.

Судя по всему, главное правило человека, тренирующего «Интер», Страмаччони уже усвоил. И теперь самое время отрезвиться, прислушаться к более опытному коллеге, который в начале этого же сезона испытал на себе резкие перемены президентского настроения: «Моратти очень нетерпелив. Я бы оценил его терпение единицей по десятибалльной шкале». Джан Пьеро Гасперини знает, о чем говорит, — даже спустя полгода президент «Интера» считает его чуть ли не главным виновником провала.

За 17 лет правления Моратти досталось не только Гасперини: Раньери оказался 17-м тренером на веку президента и уже четвертым за неполных два года после ухода Жозе Моуринью. Пятый, по фамилии Страмаччони, в очередной раз изменил тренировки и модель игры «Интера». Теперь команда снова направлена на атаку. Страмаччони любит атакующую схему 4-2-3-1, а из-за проблем с травмами на «Дженоа» выставил не менее открытые 4-3-3. Перемены были заметны: «Интер» быстрее переходил из обороны в атаку, а его игра в целом стала более вертикальной и нацеленной на чужие ворота. На радостях команда набила аж пять мячей. С другой стороны, в обороне «Интера» все осталось по-прежнему, и серьезных перемен в оставшихся матчах ожидать не стоит. Из-за этого дебют Страмаччони напомнил времена Леонардо: похоже, весело теперь будет не только руководству, а результаты, как и при бразильском как бы тренере, будут скакать туда-сюда.

У молодого тренера (Страмаччони на два года младше Хавьера Дзанетти) пока нет нужной лицензии, — поэтому не старший тренер Джузеппе Барези приставлен к нему, а наоборот. Страмаччони также никогда не играл на таком уровне. В 90-х он числился центральным защитником в «Болонье», но из-за травмы колена быстро завершил карьеру. Теперь он — весьма титулованный юношеский тренер. После первых успехов с малоизвестными командами в 2005 году его заметила «Рома», и уже с ней он выиграл два национальных чемпионата в двух возрастных категориях.

На этом карьерный рост Страмаччони в «Роме» затормозился: на следующей ступени, в роли тренера примаверы (ближайшего к основе состава), стоял успешный и авторитетный Альберто Де Росси, отец бородатого Capitan Futuro. Здесь подоспел «Интер», у которого нашлась аналогичная вакансия: Фульвио Пеа как раз позвали главным в «Сассуоло», клуб серии В. «Рома» не хотела отпускать Страмаччони, а еще одним конкурентом нерадзурри выступила футбольная федерация Италии. Координатор молодежного сектора Арриго Сакки зазывал его в юношескую сборную страны, но амбициозный молодой человек выбрал клубную карьеру в «Интере».

Уже в детско-юношеском футболе Страмаччони работал по-взрослому. Кроме природного таланта он удивлял коллег и журналистов тщательной подготовкой к любой встрече. Страмаччони составлял полнейшее досье на каждого игрока соперника и посылал скаутов со скрытыми видеокамерами на чужие матчи. Он раскладывал оппонентов по полочкам: «Мы знали о них все. Как они принимают мяч, как идут в обводку, как бьют по воротам». Особое внимание уделялось «стандартам»: для розыгрыша угловых и штрафных он разработал более 30 различных комбинаций. Занятиям с командой Страмаччони уделял очень много времени и поражал количеством технических подробностей. Венцом его работы стала победа с «Интером» в турнире NextGen, аналоге взрослой Лиги чемпионов. За лондонским финалом против молодежки «Аякса» с трибун наблюдал Моратти — тогда ему и пришла мысль о том, как скрасить себе концовку унылого сезона.

Хватит ли неопытному тренеру сил, чтобы убедить руководство и остаться главным на следующий сезон? Не задумано ли его назначение лишь как способ дотянуть до лета? Какую планку ему нужно взять, чтобы руководство через пару месяцев не пригласило другого? Если это не прихоть владельца, а продуманный шаг, то есть какой-то шанс, что в новый цикл команда отправится со Страмаччони — при условии, что он себя покажет во всей красе. Тем временем слухи о поиске главного тренера не унимаются, а Страмаччони как никто требует тщательного и терпеливого отношения к себе. Но такового не дождались и более титулованные тренеры. Взять хотя бы Рафу Бенитеса, которого «Интер» не поддержал даже в трансферных делах.

Страмаччони как-то обмолвился: «Моя мечта — тренировать профессионалов». Он был близок к этому еще прошлой весной, когда «Рома» уволила Раньери. Тогда на место главного поставили Винченцо Монтеллу. Летом Монтелла ушел, но успел сделать себе рекламу. Сейчас его «Катания», всегда балансировавшая между середняками и аутсайдерами, играет в хороший футбол и сражается за зону УЕФА. В случае отставки Страмаччони может повторить путь Монтеллы: охотники на него в двух итальянских сериях найдутся. Войдя во вкус и оказавшись на пике карьеры, он вряд ли захочет вернуться в молодежный футбол. Его рекламная кампания уже началась.