5 мин.

«Я сидел с премьер-министром Македонии»

Местная спортивная газета вышла с заголовком «Сегодня или никогда». Журналисты призывали игроков победить россиян, уверяя, что это откроет путь в финальную часть EURO 2008. После ничьей с англичанами здесь у многих закружилась голова. Масла в огонь всеобщей эйфории подлил и Гус Хиддинк. Пресса не без удовольствия цитировала его слова о том, что ничья в Скопье не станет для России катастрофой.

- Гус знает, что сказать журналистам, - ухмыльнулся по этому поводу уже после матча Павел Погребняк.

…Народ стал стекаться к стадиону за три часа до игры. Возле «Градского» появились торговцы орехами и семечками (без них здесь на футбол не ходят). Интересно, что продавцами были сплошь молодые люди, лет 25 - 30. То ли это какая-то мафия, то ли в Македонии реальные проблемы с занятостью.

Полиции вокруг стадиона было много, но вела она себя довольно либерально. Пиво пить не запрещалось, скандирования не пресекались. Стражи порядка держались довольно вяло. Но, как оказалось, до поры до времени.  Задолго до матча стало ясно: аншлага не будет. Кассы работали, но возле них было лишь несколько человек. У кассиров оставалось полно билетов на любые места. За кресло в центральном секторе предлагали потратить 600 динаров.

Часа за полтора до игры появилась группа фанатов, безостановочно скандировавших: «Ма-ке-до-ни-я!» Бросилось в глаза, что самому старшему было лет 13. Остальным и того меньше.

Примерно в то же время прибыла на стадион и сборная России. В автобусе не оказалось Виталия Мутко, что само по себе удивило. Игроки не поражали сосредоточенностью. Плейеры слушали лишь двое: Динияр Билялетдинов и Дмитрий Сычев. Роман Павлюченко долго не мог достать сумку из багажного отделения. Ее затолкали слишком глубоко. Сам он лезть за ней отказывался и просил сделать это тучного администратора.

Виталий Мутко появился на стадионе лишь за полчаса до матча. Сначала он походил вокруг, со всеми поздоровался, а затем отправился туда, где переодевались игроки. Иван Таранов не пробыл в обществе президента РФС ни секунды.

- Ты куда побежал? – поинтересовались у него вдогонку.

- Ладно, чего там слушать, - махнул он рукой.

Через полторы минуты отправились на разминку другие футболисты. Речь главы футбольного союза оказалась беспрецедентно короткой.

- А что вы им сказали? - пришлось поинтересоваться у Виталия Мутко.

Тот шутливо ткнул любопытного кулаком в живот:

- Вот ты из какого издания?

- Из «СПОРТ cегодня».

- Вот я им сказал, что «СПОРТ cегодня» - лучшее издание в мире.

- Это сайт.

- Пусть сайт…

Из России приехала внушительная официальная делегация. В нее входили Владимир Алешин, Михаил Воронцов, Сергей Капков, Сергей Прядкин. А вот Виктор Онопко до стадиона так и не добрался. Напомним, что он попытался въехать в Македонию без визы, мотивируя это тем, что живет в Испании. Однако бывшему спартаковцу в пересечении границы отказали и ближайшим самолетом отправили восвояси. Наверное, этот казус поставил крест на возможной работе Онопко в РФС.

…Между тем Виталий Мутко озабоченно выговаривал в пустоту:

- Я сейчас премьер-министра жду.

Затем президент подошел к игрокам, которые не попали в заявку. Поинтересовался у Дмитрия Бородина, где тот сидит.

- Вон там, недалеко от поля, - показал рукой вратарь.

- А я - там, наверху, - Мутко развернулся и показал на небо. И сразу уточнил. – С премьер-министром Македонии.

Игроки уважительно закивали.

- Хотите, вам там место расчищу?

Футболисты сочли за лучшее промолчать.

- Ладно, в следующий раз, – сказал собеседник и отправился к премьер-министру.

На трибуне президент РФС неплохо пританцовывал под задорную македонскую песню. Премьер был хладнокровнее. И не без удивления смотрел на соседа. По левую руку от Мутко сидел посол России в Македонии.

В перерыве Виталий Леонтьевич предпочел спуститься в бар с бесплатным питьем и подобием фуршета, а не в раздевалку команды. Вероятно, счет его устраивал. В паузе он наказал подчиненным написать протест, если в протокол внесут запись о поведении российских болельщиков.

К тому времени наши фанаты уже успели подраться с полицией. Россиян было немного, около сотни. Хотя только чартером прилетело 140 поклонников сборной России. Плюс некоторые добирались своим ходом. Плюс к ним присоединились союзники-сербы.

Знающие люди утверждают, что именно сербы и спровоцировали столкновения. Они начали кричать македонцам нечто такое, отчего в российский сектор полетели посторонние предметы. Хотя, конечно, не сербы, а наши изготовили русскоязычный баннер: «Косово – сербская земля». Ему аплодировали с одной стороны и возмущались с другой. Говорят, первый камень бросили македонцы. Им ответили, и сразу же на гостевой сектор пошли штурмом местные омоновцы (или спецназовцы).

К месту схватки примчались сотрудники РФС. Они пытались утихомирить полицию. Кричали, что спецназ (или ОМОН) из сектора надо убрать. Полицейские заявляли, что виноваты россияне. Они, дескать, травмировали их коллегу, которого увезли в больницу.

Вторично столкновения вспыхнули за пять минут до окончания матча. Российские фанаты зажгли файеры и бенгальские огни (как они их в самолете-то доставили?!), но действовали весьма корректно. Ничего не бросили на поле, начали гасить огонь своими силами. Но спецназ (пусть это будет спецназ) снова полез в драку. Арестовали пять российских болельщиков. Их сразу же увезли в суд. Полицейские заверили, что за решетку никого не упекут, только оштрафуют. Цена вопроса – сотня долларов.

После матча Виталий Мутко не ринулся вниз, а дал кому-то интервью прямо по телефону. Говорил что-то про поля, которые строит РФС. Про умницу Хиддинка. И про то, что верил в победу.

Затем он побежал в раздевалку. Но ему снова не удалось выговориться как следует. Игроки уже выходили к автобусу.

- Я сидел на трибуне с премьер-министром Македонии, - напомнил всем президент РФС. – И мы с ним обсудили столкновения фанатов с полицией. Они здесь еще не имеют нашего опыта. Не знают, что полицию нельзя пускать в сектор.

Теперь столь неоценимый опыт у премьера будет.  

Алексей ШЕВЧЕНКО, Скопье