10 мин.

Какой российский клуб купили бы вы?

Иван Калашников, шеф-редактор – «Арсенал» Тула

– Осенью 98-го мне не составило труда уговорить нескольких друзей рвануть автостопом в Тулу. Несмотря на бушующий кризис, местный стадион стабильно собирал по 10 тысяч зрителей на команду Кучеревского и друзей Андрадины (случались и 20-тысячные аншлаги!), а в мае следующего так и вовсе принял матч первой сборной России. Провинциальных команд, ярко живущих пару-тройку сезонов, а потом незаметно (или, напротив, с грохотом) проваливающихся в небытие, в России хватало всегда – но именно в Туле ко всему «своему» относились с особенным патриотизмом.

Это город-бренд, где памятник самовару стоит на главной площади города, с помощью арсенала оружейного музея можно хоть сейчас завоевать какой-нибудь Люксембург, обочины федеральной трассы «Крым» выложены пряниками, а еще десять лет назад у любого таксиста можно было купить не только водку, но и гармонь. Добавить к этим городским приметам футбол, уверен, мечтает любой туляк – недаром буквально на следующий год после гибели «Арсенала» возникла любительская команда «Арсенал-Тула» во главе с сенатором Аленичевым. Кроме того, местным болельщикам не придется объяснять, почему для решения поставленных задач вместо молодых российских дарований придется закупать пляжных бразильцев – они это уже знают.

Владислав Воронин, корреспондент – «Знамя труда»

В России футбол еще долго не будет профессиональным бизнесом, а в Орехово-Зуеве, где один из руководителей городской администрации двадцать лет назад поджигал торговую палатку моего папы, – тем более. Поэтому, покупая «Знамя труда», я бы точно понимал, что делаю это не ради прибыли, а ради развлечения.

Чем хорош этот клуб? «Знамя труда» – первая профессиональная команда в истории российского футбола, в 1909 году ее создал директор Морозовской фабрики Гарри Чарнок. Экипировка, за исключением трусов, была привезена из Англии, а футболисты, обычные местные работяги, были спасены от алкоголизма. Это отличный повод открыть музей, в который обязательно сходит каждый москвич, которому не наплевать на футбол.

Ну и потом, что может быть круче, чем спасение еле держащегося на плаву клуба? Вывести «Знамя труда» в премьер-лигу – это, знаете, даже веселее, чем выиграть в Football Manager Лигу чемпионов с каким-нибудь «Донкастером».

Юрий Дудь, главный редактор – «Динамо» Санкт-Петербург

– Когда Sports.ru окончательно завоюет медиа-рынок, вытрясет всю рекламу из телевизора, выйдет на биржу и все мы станем более или менее богаты, я серьезно задумаюсь о покупке питерского «Динамо». И будет у меня для этого две простые причины.

Причина номер 1. В комплектовании команды – по крайней мере, первое время – я буду делать ставку преимущественно на темнокожих парней. Специально для работы с легионерами из Южной Америке в тренерский штаб войдет один из лучших футзалистов мира Сирило. Не все знают, но по-русски он говорит лучше некоторых авторов этого сайта, и, возможно, захочет прервать свою карьеру – чтобы попробовать себя в большом футболе и объяснять землякам, как постигать кириллицу и сколько страниц «Войны и мир» читать в день.

Чтобы обойти лимит, вспомню о том, в какой большой и пестрой стране мы живем, и подпишу коренного москвича Адессойе Ойеволе из «Урала», вызвоню чемпиона Белоруссии, но уроженца Серпухова Александра Алумону, договорюсь с Евгением Гинером об аренде Лео Адамса и проведу рекордный трансфер в истории клуба – подпишу Питера Одемвинги. Зарплату строптивого нападающего сборной Нигерии я наверняка не потяну, даже когда посещаемость Sports.ru перевалит за 50 000 000 уников в месяц, но тут поможет руководство «Зенита». Насколько я знаю, они еще больше моего заинтересованы в том, чтобы объяснить, наконец, своим верным фанатам: Петербург – слишком крутой город, чтобы так много думать о цвете кожи футболистов, приезжающих туда на работу.

Причина номер 2. Мало кто знает, но за питерское «Динамо» Геннадий Орлов сыграл в десять раз больше матчей, чем за «Зенит». Поэтому выкупив «Динамо» и заручившись поддержкой истории, я буду иметь все основания, чтобы Орлов комментировал все матчи моего клуба, а не клуба Алексея Миллера. Даже не представляю, у скольких приятных мне людей головной боли после этого станет меньше…

Кирилл Благов, редактор – «Амкар»

– Футбол в нашей стране никогда не был и в ближайшие лет двенадцать точно не будет бизнесом в привычном его понимании. Это осознают все: от госкорпораций, ежегодно тратящих на свои команды десятки миллионов долларов, до Сергея Галицкого, вообще-то привыкшего считать свои деньги. Планово-убыточный пожизненный проект – звучит, согласитесь, не очень. А когда такой проект еще и ничего в себе не несет – вовсе смешно. Именно поэтому я готов купить пермский «Амкар» – просто чтобы закрыть его на следующий же день.

Я вполне готов к тому, что ребята из Пермского края в комментариях закидают меня говном. Окей, но тогда объясните, почему в вашем городе из без малого миллиона человек на стадион в выходные в среднем не выбирается и десяти тысяч? Если городу нужен спорт, то как в свое время можно было допустить деградацию и исчезновение «Урал-Грейта», который один из главных спортивных менеджеров страны Сергей Кущенко до сих пор вспоминает с придыханием? Ведь люди, которые сейчас ходят на «Звезду», отлично чувствовали бы себя в баскетбольном дворце и по крайней мере получали бы от происходящего вокруг них удовольствие, а не с тоской смотрели бы на мучения, выдаваемые за футбол. Разве нет?

Социальная ответственность – понятие, не ограничивающееся одним только футболом, ну или спортом вообще. В Перми это уже сейчас доказывают самые обычные ребята – они по-разному относятся к тому, что затеял Марат Гельман, но одинаково рьяно хотят делать свой город лучше. Они запускают хорошие клубы и просто приятные кафе, открывают новые имена в музыке и организуют шумные концерты, кто-то затевает истории про книжные магазины и много других трогательных вещей – обо всем этом в ноябре писала «Афиша». Пермь (как и еще несколько российских городов с командами из премьер-лиги) – пока объективно не про большой футбол. Здесь не нужна социальная ответственность для самоуспокоения – от нее в действительности едва ли кому-то спокойнее. Здесь интереснее просто делать город, в котором было бы комфортно жить. Как только это случится, приоритеты людей поменяются – тогда и можно будет подумать о футболе.

Денис Романцов, редактор отдела Футбол – «Ротор»

– В начале и середине девяностых «Ротор» слыл одной из самых посещаемых команд России, стабильно заполняя 35-тысячник, уместившийся между Мамаевым Курганом и берегом Волги, принимал у себя «Бордо» Зидана и Лизаразю, «Нант» Макелеле, «Лацио» Несты и Манчини и выдворял из Кубка УЕФА «МЮ» Шмейхеля, Бекхэма и Гиггза. Аншлагам не препятствовала даже моральная устарелость стадиона – поскольку козырька на нем не было, большую часть сезона Восточная трибуна плавилась под немилосердным солнцем, а производством будущих сборников (Чичкин, Алдонин, Павлюченко) удавалось заниматься и после кризиса 1998 года, положившего начало финансовому разложению клуба.

«Ротор» покинул премьер-лигу семь лет назад, но менее футбольным Волгоград не стал – разве что детвора в коробках переоделась из самопальных сине-голубых маек (про мерчандайзинг в девяностые никто в «Роторе» не слышал) в форму «Зенита», «Барселоны» и ЦСКА. К чемпионату мира 2018 года в городе появится новый стадион на 45 тысяч, старшим тренером команды работает лучший бомбардир в российской истории Олег Веретенников, под девятым номером на поле выходит его сын Павел, а сама команда уверенно лидирует в южном дивизионе второй лиги. У «Ротора» есть раскрученный бренд, десятки тысяч лояльных болельщиков и город, где лето длится с мая по сентябрь, – в общем, благоприятный инвестиционный климат.

Вячеслав Самбур, специальный корреспондент – «Иртыш»

– Пробегав пятилетку за детские футбольные команды Омска, сохранил в памяти очертания полуразрушенных стадиончиков, мрак заплесневелых раздевалок с привычно барахлящей электропроводкой – и терпкий запах полей, где росла в лучшем случае полынь.

Лет 10-15 назад местные парни жили мечтой вытеснить Анатолия Кисурина из основы «Динамо» (оно еще играло во второй лиге) или Марата Мулашева – из «Иртыша». С возрастом, правда, приходило понимание, что «Иртыш», дважды за сезон собирая аудиторию выше трех тысяч человек и даже летом не высовываясь из тени «Авангарда», утратил возможность и, кажется, желание становиться чьим-то трамплином. Разве что пристанищем.

Перекормленному хоккеем городу пригодилась бы новая ветвь метро спортивных развлечений, а занявшимся «неформатным» футболом пацанам – осязаемая перспектива. У богачей (по задумке же я – богач) и то, и другое обеспечивать получается шикарно.

Александр Ткач, редактор английской версии Sports.ru – «Балтика»

– Пока «Анжи» тратит миллионы – нервных клеток, например, – продвигая в массы идею, что Махачкала ничуть не хуже остальной России, Калининград и местная «Балтика» уже сейчас очевидно удобнее, понятнее и в буквальном смысле ближе для любого иностранного игрока, чем любой другой российский город. Для амбициозного проекта (мы же не для того покупаем клуб, чтоб прозябать в низах) стоимость привлечения новичков принципиально важна. По сути, «Балтика» – это единственный российский клуб, который на переговоры с потенциальным новичком из Голландии или Италии просто обязан возить с собой географическую карту. «ОК, де-юре это Россия, но де-факто – Европа!» Лукаш Подольски отказал «Локомотиву», но наверняка был бы сговорчивее, зная, что от польской границы его будет отделять полчаса езды.

Да и в остальном «Балтика» выглядит едва ли не идеальным вариантом для «покупки а-ля рюсс». Клуб с вполне пристойным брендом без негативных ассоциаций и с «кандидатским минимумом» по истории (трех сезонов в «вышке» вполне достаточно, чтоб не выглядеть новостройкой в чистом поле) давно и бесцельно болтается в середине первого дивизиона, но еще не успел деградировать до состояния фантома. Городские и областные власти, поровну финансирующие «Балтику», давно мечтают отдать ее платежную ведомость в хорошие руки. (После того, как прошлым летом клуб едва не обанкротился, одной из таких рук стал «Росатом» – но как любой другой «томский спонсор», атомная госкорпорация такую почетную обузу легко отдаст и еще «спасибо» скажет.) В общем, недооцененный актив – надо брать.

И заметьте: в этих двух абзацах еще ни разу не упоминалось священное число «2018» со всеми его производными...