6 мин.

Первая кровь

В воскресенье вечером Англия проложила себе дорогу в четвертьфинал чемпионата мира. Раскалывая неприступную оборону Эквадора, британцы обязаны были реабилитироваться за своих болельщиков, накануне едва не разнесших Штутгарт. Однако невзрачная игра и очень шаткое превосходство над соперниками сделали главными героями выходных именно фанатов с Туманного альбиона. Желания и умения привлекать к себе внимание у них пока намного больше, чем у самих игроков.

— Ты наш авианосец перед чемпионатом видел? — бодрый английский старикашка, соседствующий с корреспондентом "Известий" в поезде Мюнхен — Штутгарт, толкает меня в плечо и напряженно ждет ответа.

— Какой авианосец?

— Ну тот, на котором матросы выстроились таким образом, что получилось слово "England", — с неба потрясающе смотрелось. Понимаешь, у нас все ждут победы. Сорок лет с момента единственного чемпионства. Эрикссон все равно уходит из сборной и дорабатывает без всякого напряжения. Джеррард и Лэмпард в своих клубах играют как боги. Все сходится — мы должны выигрывать. Поэтому многие болельщики похожи на ружья — так же заряжены на победу.

Рассказ о британских амбициях — как будто оправдание за то, что произошло в Германии днем ранее. В субботу вечером центральная площадь Штутгарта потонула в людской толпе: около 40 тысяч человек, приехавших сюда ради воскресного матча своей сборной, смотрели игру Германия — Швеция. После окончания встречи разгорелась драка стенка на стенку, кадры из которой целые сутки не вылезали из эфира телеканалов. Английские и немецкие болельщики — одни из самых своенравных в Европе — кидали друг в друга бутылки из-под пива, пластиковые стулья и прочую рухлядь, попадавшуюся под руки. В результате около 300 человек, большинство из которых англичане, провели ночь в полиции, чтобы перестать быть "пьяными и агрессивными". В воскресенье утром немецкие полицейские сжалились над драчунами и выпустили их из неволи, чтобы те посмотрели игру.

"Насколько я знаю, в субботу все было точно так же, как и сейчас, — крупный английский фанат Билл опрокидывает литровый кувшин пива, причмокивает и с выпученными от удовольствия глазами восстанавливает детали баталий. — Мы оккупировали площадь и пели песни. Многие были очень пьяны, а тут появилась группа немцев, которым мы почему-то не понравились. В итоге то ли кто-то на кого-то не так посмотрел, то ли на ногу наступил — и понеслось... Сейчас такое уже вряд ли повторится: смотри сколько вокруг камер".

Шлосплатц и правду превратился в съемочную площадку "Дома-2" — наблюдение за людьми ведется отовсюду. Особенно очаровательно смотрится фургончик, на крыше которого стоит полицейский с камерой. От испепеляющей 30-градусной жары блюстителя порядка и его записывающий телескоп спасает не только смешной салатовый берет, но и огромный зонт. Если пыл англичан такая слежка и усмиряет, то голосовые связки — ничуть. В течение многих часов англичане поют песни и пьют пиво — от беды подальше оно теперь разливается исключительно в пластиковую тару. Когда в окнах соседних домов появляются английские флаги, народ взрывается особенно громким криком. Верхом радости становится пронос красно-белого стяга на верхний этаж соседнего торгового центра — его помещают на месте немецкого триколора, исчезающего в неизвестном направлении.

Снующие в английской толпе эквадорские болельщики злобы ни у кого не вызывают. На групповой турнир их приехало неправдоподобно много — около 20 тысяч. Сейчас осталось в разы меньше: к выходу в 1/8 финала не были готовы ни их ожидания, ни кошельки. "В среднем наши люди тратили на эту поездку около 10 тысяч долларов. Мы уложились в три. Причем проведем в Европе целый месяц", — Пабло и Хорхе, одетые в изрядно запачканные эквадорские футболки, олицетворяют собой образ болельщиков-пролетариев — весьма распространенных в эти недели в Германии. Билеты на самолет они купили еще в прошлом году, по стране путешествуют автостопом, ночуют либо в кемпингах, либо на улице, питаются — пивом, пивом и еще раз пивом.

"Ты тоже думаешь, что у нас против Англии ни шанса? — переспрашивает он меня. — Зря, мы специально отдали игру Германии. Зато сэкономили силы и должны быть много свежее англичан". Насколько эквадорские кочевники были близки к истине, мог увидеть каждый очевидец матча. Если бы не вдохновение, спустившееся к Дэвиду Бекхэму с трибун от верной супруги, Эквадор до конца чемпионата завоевал бы звание главной сенсации чемпионата.

Главный тренер сборной Германии Юрген Клинсманн:

"Мой следующий шаг — стать похожим на тренера сборной России"

Сборная Германии, возглавляемая 40-летним Юргеном Клинсманном, — одно из главных откровений нынешнего чемпионата. Если перед началом мундиаля немцы обитали в числе фаворитов исключительно на правах хозяев, то сейчас их амбиции подкреплены уверенной игрой и почти безукоризненной статистикой: 4 победы в 4 матчах, 10 забитых мячей при двух пропущенных, выход в четвертьфинал. Поздравляя Клинсманна с победой, специальный корреспондент "Известий" Юрий Дудь напомнил ему о том, что предшествовало нынешним победам его команды.

известия: Перед чемпионатом мира вас критиковали за то, что вы, житель США, слишком мало времени проводите в Германии. Блестящее выступление сборной — доказательство того, что можно иметь хорошую команду, даже живя вдалеке от нее?

Юрген Клинсманн: (после паузы) Ну, сейчас-то я в Германии. И все мои мысли, идеи и силы направлены на эту сборную. Какая разница, где живет тренер? Важно, что он пытается сделать из команды. К тому же есть примеры того, как тренеры удачно работали, несмотря ни на какие расстояния. Гус Хиддинк был главным тренером голландского ПСВ и при этом вывел сборную Австралии на чемпионат мира. Кстати, добиться чего-то подобного мне тоже очень хочется. Но это уже будет моим следующим шагом.

известия: Победа над шведами у вас вызвала какое-нибудь недовольство?

Клинсманн: Нет, мы должны быть более чем удовлетворены таким матчем. Первые 30 минут были просто фантастикой — я не помню, когда в последний раз в Германии так играли в футбол. Неудивительно, что каждому голу мы радовались как дети, и на поле выскакивали даже те члены команды, которым там быть не положено. Я горжусь своими игроками, каждый из которых отыграл блестяще. Я горжусь командой, которую я имею счастье тренировать.

известия: После этого матча мнение о том, что сейчас мы наблюдаем самую зрелищную сборную Германии последних тридцати лет, только укрепилось. Как вы сами думаете: у вас и правда столь необычная команда?

Клинсманн: Эта команда — как сказка. У нас замечательные отношения во всем коллективе — начиная с ведущих игроков и заканчивая обслуживающим персоналом. У нас отличное здоровье — в буквальном смысле, я имею в виду. За те шесть недель, что мы работаем вместе, ни один игрок не получил серьезную травму — я могу выпускать на поле оптимальный состав. У нас есть склонность к обучению: мы не стоим на месте и прибавляем с каждым матчем. Я буду честен, если скажу, что получаю несравнимое удовольствие от этой работы.

известия: Чему вашей сборной еще надо обучиться?

Клинсманн: Во-первых, мы можем играть еще быстрее. Во-вторых, мы неплохо работаем с мячом, но теперь надо научиться работать без него. Впрочем, главному мы уже научились — переняли новую философию сборной. Она проста: в игре надо опираться не только на мощь и атлетичность, но и на технику.

известия: Мировая общественность не может понять, каким образом такой молодой специалист, не имея за плечами никакого тренерского опыта, может так управлять командой. И правда: как?

Клинсманн: Опыт есть у моих помощников. Я постоянно перенимаю у них что-нибудь. Да и когда я был игроком, мне встречались такие тренеры, у которых многому можно было научиться, — Траппатони, Беккенбауэр, Менотти. Кстати, с Луисом Менотти я виделся перед этим матчем. Он сделал комплимент моей работе. Даже не представляете, как мне было приятно.

известия: Как вы объясните игру Мирослава Клозе? Яркое выступление на двух чемпионатах мира, прошлом и нынешнем, а между ними — как будто затмение...

Клинсманн: Клозе прибавляет с каждым годом. А после того, как перешел в "Вердер", и вовсе вышел на международный уровень — тамошний тренер Томас Шааф все для этого сделал. Он продолжает расти и находится в самом лучшем футбольном возрасте. Как и Шнайдер, Баллак, Фрингс. Это, кстати, тоже одна из причин, почему у нас все так удачно складывается.

известия: Германия вышла в четвертьфинал. Этим достижением ваш голод на чемпионате уже утолен?

Клинсманн: До меня никому не должно быть никакого дела. Голод огромной нации, футбольной нации, не утолен. И ради нее мы будем идти дальше.

Юрий Дудь, Штутгарт