5 мин.

Аргументы и факты. Сборная России

«История знает немало примеров, когда команда пытается сыграть прагматично, на результат, и в итоге ничего не добивается. Уверен, наша сборная не из этого числа», – слова Игоря Семшова накануне матча против Словакии прозвучали как-то двусмысленно. С одной стороны, полузащитник «Динамо» проводит лучший сезон в карьере с 2002 года и, похоже, действительно готов рвать соперников в каждом матче – особенно если поле их стадиона не залито водой. С другой, сборная России в этом отборочном цикле играет, пожалуй, в самый прагматичный футбол в своей истории – и собирается чего-то добиваться таким и только таким способом.

Если не всматриваться, с уходом веселого голландца и приходом упрямого голландца в национальной команде поменялось немногое: на поле выходят примерно те же самые футболисты, а сборная примерно на таком же расстоянии от Евро-2012, что и от чемпионата мира перед матчами со Словенией. Зато поменялся сам футбол. Сборная стала более консервативна и менее результативна, растеряла былую скорость и обаяние – хорошо хоть, что при том продолжила набирать очки. Разумеется, выход в финальную часть турнира ценится дороже, чем поставленная, красивая или даже просто веселая игра – но в любом случае полезно попробовать понять, почему команда Адвоката действует именно так. И что ждет ее потом.

Одно из отличий сборной Адвоката от сборной Хиддинка в том, что она старается больше контролировать мяч. Средний процент владения мячом в матчах отбора Евро-2012 у России равен 61.2% – это десятый показатель среди всех команд (больше, например, чем у Англии и Турции); кроме того, эти цифры чуть выше, чем в квалификации ЧМ-2010 (58.7%) – хотя там, вроде бы, наша сборная расправлялась с соперниками куда увереннее. Даже в выездных играх с Ирландией и Арменией Россия владела мячом больше 60% времени. Команда Адвоката в среднем фолит реже, чем команда Хиддинка, чаще зарабатывает штрафные в свою пользу, чуть реже вступает в единоборства и чаще их выигрывает – собственно, контроль мяча и подразумевает ровно такую динамику статистических показателей.

Впрочем, само по себе владение мячом ни к чему не приводит – и футболисты сборной России это успешно подтверждают. Главными игроками при Дике Адвокате стали полузащитники: они пасуют и получают передачи чаще других, но доля подготовительных передач, не ведущих к очевидному обострению атаки, возросла со времен Хиддинка довольно заметно – с 68% до 82% процентов. Сборная России сейчас вообще больше передает друг другу мяч, но делает это без скорости, скучковавшись в центре поля и выжидая момент отпасовать Аршавину, который становится адресатом все чаще и чаще – несмотря на причины, которые требуют обратного.

Все это немного напоминает ситуацию, когда несколько квалифицированных сотрудников – не новичков, а опытных профессионалов – оказываются перед лицом важного решения, но ни одному не хватает смелости его принять. Для этого в коллективе должен быть либо лидер, способный взять на себя ответственность, либо человек, формально наделенный соответствующими полномочиями – как, например, нападающий. Но Аршавин справляется все реже, а Кержаков, с которым сборная бьет по воротам и создает моменты чаще, чем с любым другим форвардом, игру со Словакией пропустит. У сборной Адвоката вообще заметно хуже и с точностью, и с реализацией ударов.

Тренер сборной Армении Вардан Минасян, дважды обыгравший словаков, недавно рассказал журналу PROспорт вот что: «Первым номером словаки действуют не очень хорошо, они любят мяч отдавать. Что-то создавать самим им тяжело». Как раз таким образом Словакия победила в Москве – не показав ничего, но подкараулив единственную ошибку нашей обороны. В Жилине словаки наверняка будут чуть более активны, но сборная России может по привычке отобрать у нее мяч – и попасть в довольно невыгодную ситуацию. Все чаще действуя первым номером, команда Дика Адвоката по-прежнему не создает ощущения, что эта тактика непременно работает на победу.

Причина, по которой российская команда стала играть именно так, довольно банальна: она постарела. Владение мячом, игра в пас, успешность дриблинга – все эти подросшие статистические показатели в применении, скажем, к сборной Германии указывали бы на ее прогресс; в сборной России они указывают на то, от чего команда отказалась – быстрый переход из обороны в атаку, обостряющие передачи и убийственный прессинг (благодаря которому мы когда-то выиграли тот матч против Голландии). Еще в прошлом отборочном цикле игроки сборной России встречали соперника на его половине поля, не давая поднять головы, а сейчас стали идти в отбор уже ближе к своим воротам. Разница неплохо видна на графиках выездных игр с Уэльсом (сентябрь 2009-го) и Ирландией (октябрь 2010-го) – обе отражают среднюю картину для каждой кампании.

                  Уэльс – Россия. Отборы                          Ирландия – Россия. Отборы

Коллективные взаимодействия, налаженные нынешним тренером, эксплуатируют существующий немалый, но постепенно исчезающий потенциал – разумеется, ради того, чтобы быть более уверенными в результате, который вполне реален. Для выхода из такой группы нам всего лишь не хватает пары нанесенных вовремя точных ударов. Тем не менее надо признать: сейчас сборная России играет в пенсионерский футбол, хотя еще два года назад играла в пионерский. Перемены такого рода довольно часто сопровождаются чем-нибудь вроде непопадания на чемпионат Европы, но я надеюсь, что Игорь Семшов – да кто угодно – найдет какой-нибудь способ доказать, что наша сборная не из этого числа.

При подготовке материала использована статистика компании Opta Твиттер @OptaIvan о российском футболе