4 мин.

Один шаг

– Жирков – адекватный парень, – доложил после игры Гаджи Гаджиев, – понимает, что людей, которые его освистывают – меньшинство, процентов 15, просто они подстрекают толпу.

Гул и свист толпы окутал «Лужники» как только футболисты «Анжи» высыпали на разминку. Приветствие, уготованное Жиркову спартаковскими болельщиками, донеслось до меня метрах в ста от стадиона – по пути со станции «Воробьевы горы». Самые внушительные воскресные баннеры спартачи тоже посвятили Юрию – фанаты поучали его с какой-то занудной назидательностью, будто бабушка – внука: «За деньги честь не купишь» и «Стремись стать легендой, а не звездой». Гостевой сектор парировал спартаковские премудрости в довольно трогательном ключе: «Юра Жирков, ты гордость России и «Анжи», правее махачкалинские болельщики разместили совсем уж мануфактурное полотно, содержавшее в себе бравурный клич «Юра, мы с тобой» и интригующую приписку «г. Тамбов».

Спустя полтора часа Гаджиев аттестует игру Жиркова как удовлетворительную и в этих словах не будет ничего кроме лести и лукавства. Дебютный перфоманс Юрия даже провальным назвать нельзя, адекватную оценку ему вообще дать сложно – точно так же, как нельзя описать цвет воды или запах воздуха. Всякий раз включаясь в игру, Жирков попадал под прессинг многотысячной толпы и стремился как можно скорее избавиться от мяча. В обычной жизни фанатские колкости Жиркову – как с гуся вода, но на поле это его здорово закрепощало. У них это со «Спартаком» давнее – в московской игре с «Челси» Жиркова освистали при оглашении составов, а, когда он забил победный гол, ему грозили с трибун физической расправой. История повторилась в Лондоне – но там в Жиркова еще и швыряли всяким хламом с гостевого сектора.

Тем удивительней сцена, развернувшаяся у вип-входа стадиона «Лужники». Сложно сказать, что более поразительно – Жирков, спокойно подошедший к ораве спартаковских болельщиков, или люди в красно-белых шарфах, тянувшие Юрию бумажки с маркерами и телефоны с включенными фотокамерами. С журналистами Жирков говорить не стал и я до последнего не верил, что он откликнется на оклики толпы, диапазон высказываний которой был примерно таким:

– Юра, подойди, пожалуйста!

– Юра, давай отойдем в сторонку.

– Юра, не стыдно? Ни чести, ни совести!

Знаете, я много раз видел, как болельщики «Спартака» чествуют после матча своих любимцев, но такой ажиотаж у вип-входа видал впервые – глядя на это немудрено было забыть, что это не Макгиди и не Веллитон, а человек, которого красно-белые буквально полчаса назад подвергли неслыханной обструкции. Настроения в народе царили, конечно, разные, но Жирков с каким-то удавьим спокойствием отвечал только тем, кто просил его о фотографии и автографе, и игнорировал отважные оскорбления с задних рядов. Дама бальзаковского возраста в обволакивающем шею красно-белом шарфе прижималась к юриному плечу и просила окружающих:

– Ребят, сфотографируйте! Ну кто-нибудь, нажмите.

– Что нажать-то? Давайте я, – вызвался на подмогу бородатый мужчина.

– Да не себя снимайте, а меня, – вскипела дама, вырывая у суетливого помощника свой телефон.

Юра молча наблюдал за всеми этими приготовлениями. Ждал, никуда не уходил. Неуемной женщине тем временем уже ничего не оставалось, кроме как попросить:

– Юр, сможешь сфотографировать?

– Да, щас.

Жирков взял телефон, трепетно прижался щекой к голове поклонницы и сделал снимок. Женщина застыла от изумленья.

На авансцену меж тем выбрался упитанный и разрумяненный парень в майке Черенкова. Личного фотографа у него в этот вечер тоже не было.

– Дружище, сфоткай на свой и мне перекинешь щас по блютуз.

Дружище сфоткал. Вслед Жиркову звучало непатриотичное, но искреннее:

– Юра, мы с тобой!

Признаюсь, я и сам шел на этот матч с чувством глубокой личной обиды на Жиркова. Отчасти потому, что до недавнего времени не представлял его в форме какой-то другой здешней команды, кроме ЦСКА, отчасти потому, что не понимал, как на настроении и благосостоянии простых дагестанцев сказывается то, что к ним пару раз в месяц приезжают Роберто Карлос, Буссуфа и теперь вот Жирков. Но вспышки фотокамер и все эти спартаковские «Юра, мы с тобой» освежили в памяти случай, про который я не вспоминал года три. Едва переехав в Москву весной 2008 года, я отправился на хоккей – ЦСКА – «Трактор». Обычные места, под самой крышей. Жирков с женой Инной уселись прямо передо мной – и я отчетливо помню, что большего шока я не испытывал вплоть до августа того же года, когда по пути на работу встретил у «Балчуга» Бранислава Ивановича. Посмотреть хоккей и пообщаться с женой Юрию тогда не удалось – весь матч к нему кто-то подсаживался, фотографировал и просил расписаться на билетах и программках. Сам я робел вплоть до финальной сирены, когда Жирков потянулся к выходу. Я собрал в кулак всю свою провинциальную спесь и догнал Юру уже на лестнице.

Фотография вышла смазанной. Увидев мое разочарование, Юра предложил:

– Ну че, давай еще раз?

ВИДЕО

Спартак – Анжи – 3:0 (2:0, 1:0)

Вы можете выставить свои оценки участникам матча.