4 мин.

Первые блины Газзаева

«Спартак», Орджоникидзе (1989)

Завершив игровую карьеру в тбилисском «Динамо», специалист устроился тренировать молодежь в «Динамо» московское. А два года спустя решился на свое первое одиночное тренерское плавание, приняв «Спартак» из родного Орджоникидзе. Местная торсида неистово поддерживала молодого специалиста, но в первый свой сезон покорить сердца земляков Газзаеву-тренеру не удалось. «Я молодой был тогда, горячий, – вспоминает осетинец. – Мы не вышли в высшую лигу, заняв лишь 17-е место, и я объявил председателю совета министров Северной Осетии Сергею Хетагурову, что заканчиваю. Он очень обстоятельно со мной побеседовал и объяснил, что это только начало пути. «Ты что, хотел сразу всех обыграть?» – «Да, хотел». На следующий год мы уверенно выиграли первую лигу чемпионата СССР». Отметим, что Газзаеву удалось грамотно воспользоваться наследством, которое оставил после себя в Орджоникидзе Олег Романцев.

«Динамо», Москва (1991)

За шесть лет, проведенных в «Динамо» в должности форварда (в начале 80-х), отличавшийся настырностью и боевитостью Газзаев наколотил 70 голов, но так ни разу и не стал чемпионом Союза. Не принесло счастья и второе пришествие, уже в роли тренера. В своем первом сезоне (Газзаев заменил Семена Альтмана, при котором команда взяла союзную «бронзу») Валерий Георгиевич вывел динамовцев с последнего места в чемпионате в 1/16 финала Кубка УЕФА, где москвичи уступили скромному бельгийскому «Генту». При много экспериментировавшем с составом и тактическими зарисовками Газзаеве раскрылся талант совсем юного Игоря Симутенкова, который, к сожалению, уже в возрасте 21 года уехал в «Реджану» к Карло Анчелотти. На третий же год работы, когда у команды стало многое получаться, немецкий «Айнтрахт» метнул шесть молний в ворота «Динамо».

«Спартак», Владикавказ (1994)

«По своему отношению к футболу мы давно заслуживали чемпионского звания, – говорил тогдашний президент Северной Осетии Ахсарбек Галазов. – Нужен был лишь человек, который отыскал бы путь к нему. Познакомившись с программой Газзаева, я понял, что такой человек, наконец, нашелся». В первом сезоне под началом Валерия Георгиевича интернациональный коллектив из Владикавказа совсем немного не дотянул до зоны Кубка УЕФА, а во втором стал чемпионом России. Более благодатной почвы для реализации своих амбиций тренеру было тогда не сыскать. «Передать словами бум футбола во Владикавказе невозможно. На традиционные турниры «Кубок президента» к нам приезжали ведущие клубы Европы и Южной Америки, поддержка была сумасшедшая, а коллектив уникальный», – вспоминает тренер.

«Динамо», Москва (1999)

После владикавказских подвигов Газзаеву досталась команда, которая напоминала промотавшего все свое состояние богача. «Динамо» было типичным середняком в те времена, и руководители надеялись с помощью тренера с именем вернуть былые позиции. Не сложилось. В «Зенит» ушел лидер команды Андрей Кобелев, не было денег, чтобы выкупить трансфер Владислава Радимова, не шло на пользу команде и большое количество арендованных игроков. «Я сделал все, что мог. Создал неплохую молодую команду, играющую в современный футбол. Надеюсь, что следующий тренер добьется с ней больших успехов», – сказал Газзаев после отставки в 2001 году. Случилась она, кстати, после поражения от «Локомотива» своего друга Юрия Семина.

ЦСКА (2002)

Газзаев возглавил команду в декабре 2001 года и в первый же сезон привел армейцев к победе в Кубке России и серебряным медалям первенства. В золотом матче команда Валерия Георгиевича, прошагавшая весь чемпионат, не уступая первой строчки турнирной таблицы, уступила со счетом 0:1 «Локомотиву». Ролан Гусев, которого Газзаев переманил к себе из «Динамо», вместе с другим армейцем Дмитрием Кириченко стал лучшим бомбардиром первенства (забили по 15 мячей). Совмещал Газзаев с 2002 по 2003 год и работу в сборной России, но, мягко говоря, не очень удачно (поражения от Албании и Грузии).

ЦСКА (2004)

На фоне жирной кляксы на карьере Газзаева, оставленной скромным македонским «Вардаром», айнтрахтовские подзатыльники показались лишь банальным выговором с занесением в личное дело. «Уверен, что то мое отстранение было огромной ошибкой», – признается Газзаев, которого отправили, как выразился Гинер, «в оплачиваемый отпуск». Его сменщик португалец Артур Жорже, призванный вывести команду на качественно новый европейский уровень, провел отличную селекционную работу: именно при нем ряды армейского клуба пополнили Алдонин, Игнашевич, Жирков, Феррейра, Карвальо, Габулов, Одиа. Однако найти общий язык на поле эти игроки сумели только после возвращения Газзаева. Примечательно, что традиция возвращать тренеров в ЦСКА существует давно – так, Павел Садырин после «золота» 1991 года приходил в команду дважды.

В первом после камбэка сезоне Газзаев едва не привел команду к золотым медалям, но две ничьи в концовке сезона с «Крыльями Советов» и «Динамо» – и первым к финишу, опередив армейцев всего на одно очко, примчался «Локомотив». То был сезон, в котором зарождалась великая команда.