3 мин.

Грязные танцы

С тех пор как после скандальной Олимпиады-2002 изменилась система судейства, субъективности в этом виде спорта меньше не стало. Предвзятость арбитров особенно бросается в глаза, когда выступают танцоры, у которых редки очевидные сбои и падения. Например, каким уровнем сложности (первым или четвертым) оценить поддержку, если четких критериев не существует? Шаткие конструкции, придуманные спортсменами и тренерами, держатся порой на честном слове. Что считать высшим пилотажем: хват одной рукой либо еще и ногой, прямыми или согнутыми конечностями, в вертикальной или горизонтальной плоскости? Все это создает большой простор для разбежек в оценках.

В одном из интервью Евгений Платов, ставший с Оксаной Грищук двукратным олимпийским чемпионом (в 94-м и 98-м годах), поведал о тайнах закулисья. По его словам, фигурное катание превратилось в коррумпированный вид, который впору сравнивать с профессиональным боксом. Каждый судья работает на свою страну, только анонимно. Тренерам не позволяется обращаться за разъяснениями к представителям ИСУ. Это прерогатива лишь президентов национальных федераций. И неизвестно, будут ли разбираться претензии. Вдобавок чуть ли не прямым текстом говорится, что на пьедестале обязательны представители США.

В 2005-м американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, завоевав на «мире» серебро, впервые за 20 лет принесли своей стране медаль в этой дисциплине фигурного катания. Накануне Игр в Турине Белбин, уроженке Канады, разрешили выступать за «звездно-полосатых». В Италии новоявленная американка вместе с партнером добыла для Штатов первую в олимпийской истории танцев на льду, ведущей отсчет с 1976 года, награду. Для сверхдержавы, не имевшей танцевальных традиций, это был большой успех.

Танит и Белбин - очень милые молодые люди и неплохие спортсмены. Однако, сказать по правде, на пьедестал их везде тащили за уши. К чемпионату мира в Токио особых новаций пара не подготовила, разве что партнерша поменяла цвет волос, превратившись в брюнетку.

После обязательного танца, румбы, фигуристы из США занимали пятое место. И арбитры принялись расчищать им дорогу: за оригинальный танец Белбин – Агосто получили вторую сумму баллов и переместились на третью строку. Хотя налицо были недочеты: Бенджамин ошибся при исполнении твиззлов, дорожка по кругу была сделана с помарками.

Агрессивное танго Оксаны Домниной и Максима Шабалина смотрелось ничуть не хуже. Россияне сумели передать характер музыки, катаясь на высокой скорости, с интересными переходами. Тем не менее арбитры отодвинули их с третьей позиции на четвертую и дали понять: готовьтесь к худшему.

При каждом появлении на льду серебряных призеров чемпионата Европы за державу обидно не было. Можно только догадываться, какие чувства испытывала Оксана, потерявшая несколько недель назад отца. Это горе никак не отразилось на настрое спортсменки из Одинцова: предельно собранная, мотивированная, если требуется – озорная. По-другому нельзя, когда пускаешься в лихие «Половецкие пляски» вместе с ханом – Шабалиным. Прекрасный произвольный танец россиян, замечательные костюмы (чего стоит хотя бы находка с лисьим хвостом) заслуживали большего, чем итоговое пятое место. Но перед подопечными Алексея Горшкова и Сергея Петухова, стремительно ворвавшимися в этом сезоне в элиту, судьи опустили шлагбаум.

Тем более удивительно, что зеленый свет был дан фигуристам, доселе не пользовавшимся благосклонностью арбитров. Речь об Албене Денковой и Максиме Ставийском, которые стали в Японии двукратными чемпионами мира. Болгары были достойны тройки призеров и на минувшей Олимпиаде, и на бесчисленном множестве других турниров, где полпредов слабой федерации постоянно зажимали. Много раз ветераны порывались уйти. Единственное, что удерживало их от этого решения, – желание доставить удовольствие зрителям, болгарским болельщикам, которые их боготворят. К слову, очень много поклонников у Денковой – Ставийского в Японии. Об этом свидетельствует радушный прием не только на нынешнем «мире», но и на ежегодном этапе Гран-при «NHK Trophee». Произвольный прокат под «Реквием» – мурашки по коже – был поистине чемпионским.

Композиция Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона «At last», что в переводе означает «Наконец», успеха не напророчила. Канадцам не удалось добыть золото первенства планеты, а серебряными призерами они уже становились, в прошлом году в Калгари.

Вообще же ведущие танцевальные пары рассказали непохожие истории взаимоотношений мужчины и женщины – жизнеутверждающие и трагичные, случившиеся в наши дни и много лет назад. Это было восхитительно. Жаль только, что яркое и красочное представление омрачила судейская необъективность.Ольга ГОНЧАРОВА