7 мин.

Жак Рогге: «Как часто должны проходить допинг-проверки? Это решать WADA и спортсменам»

Американский журналист Дэвид Оуэн приехал в Швейцарию, чтобы поговорить с 67-летним бельгийским хирургом и бывшим яхтсменом Жаком Рогге, пока его первый восьмилетний срок на посту президента МОК не подошел к концу.

В условиях мирового экономического кризиса никуда не деться от главного предмета разговора.

Четыре основных источника доходов Олимпийского движения – трансляции, спонсорская помощь, продажа билетов и выдача лицензий – должны принести МОК до 7 миллиардов долларов за четырехлетний цикл до Олимпиады-2012 в Лондоне. Можно сказать, МОК справляется с экономическим кризисом лучше, чем любая другая спортивная организация. Но это не означает, что никаких проблем нет.

«На самом низком уровне действительно есть сложности», – говорит Рогге на беглом, пусть и немного неестественном английском, размешивая сахар в кофе.

– Тяжело приходится спортивным клубам, национальным федерациям и Олимпийским комитетам разных стран, потому что стало сложнее продлевать спонсорские контракты. Очевидно, в тех видах спорта, где многое зависит от продажи билетов, доходы упали. Правительства государств сейчас больше заняты помощью банкам, и у них нет ни времени, ни средств для субсидий спорта.

Мы тоже это ощущаем. Хорошим примером являются проблемы, с которыми столкнулся Олимпийский комитет США.

В марте стало известно, что до 15 процентов сотрудников Олимпийского комитета США могут потерять работу в связи с тем, что власти пытаются сэкономить 7,1 миллиона долларов.

О подготовке к Играм в Ванкувере, Лондоне и Сочи

– В Лондоне существовала проблема финансирования строительства Олимпийской деревни из частного сектора. Однако правительство Великобритании взяло деньги из солидного резерва на случай непредвиденных расходов.

В Ванкувере, который примет зимнюю Олимпиаду-2010, была такая же проблема – с резким сокращением финансирования из частного сектора. Но город выделил необходимую сумму в виде кредита. Все работы в Олимпийской деревне будут завершены в срок.

Когда мы перешли к обсуждению бедственного положения мировой автопромышленности, президент МОК отметил, что американский автогигант General Motors, столкнувшийся с серьезными проблемами, выполнит все свои обязательства. Канадское подразделение GM General Motors Canada является спонсором Игр в Ванкувере.

– У Сочи, хозяина зимней Олимпиады-2014, были трудности с финансированием из частного сектора, но они остались в прошлом. Российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин четко дали понять: если денег, поступающих из частного сектора, будет не хватать, недостающие суммы будут выделены из бюджета.

Об инвестициях МОК

Что касается самого МОК, то падение мировых рынков съело часть инвестиций, сделанных этой организацией.

– На бумаге эти потери равняются 34 миллионам долларов из вложенных с января 2008 года чуть более 400 миллионов. Все эти вложения были сделаны с большой осторожностью: мы вкладывали деньги в облигации, небольшую часть – в обыкновенные акции. Никаких рискованных вложений не было. Но из-за того, что обвалились все рынки разом, есть угроза потенциальной нехватки средств.

МОК попал в список организаций, пострадавших от аферы Бернарда Медоффа. Рогге подтвердил, что в результате были списаны 4,8 миллиона долларов, хотя МОК еще надеется вернуть часть суммы.

Экономический спад повлиял и на спонсорскую программу TOP (The Olympic Partner). Доходы от реализации спонсорских прав на ближайший олимпийский цикл выросли, но никак не могут преодолеть отметку в 1 миллиард долларов.

«Мы заключили соглашение с девятью спонсорами на период с 2010 по 2012 годы. Это дало нам чуть более 900 миллионов долларов», – сказал президент МОК.

Рогге сообщил, что скоро будут объявлены имена двух новых спонсоров в рамках программы TOP на Олимпийские игры 2014 и 2016 годов, которые присоединятся к компаниям Coca-Cola, Samsung и Panasonic. Эти спонсоры будут из числа тех, с кем МОК уже работает: McDonald’s, Atos Origin, Omega и Visa.

«Мы ведем переговоры еще с шестью новыми спонсорами. К концу этого года, думаю, у нас будет пять спонсоров на Игры 2014 и 2016 годов, а вскоре к ним присоединятся и другие. Мы рассчитываем заработать более 1 миллиарда на этой программе, доведя число спонсоров до 10», – отметил Рогге.

О телевизионных правах

Доходы от телевидения в этом четырехлетии должны вырасти как минимум до 3,8 миллиарда долларов (по сравнению с 2,6 миллиарда в предыдущий цикл).

– У нас есть данные обо всех крупнейших мировых компаниях. Их прибыль падает, реклама идет на убыль. Подходящий ли это момент для того, чтобы подойти и сказать: «Послушайте, давайте заключим с вами контракт, но теперь мы хотим больше, чем в прошлый раз»? Давайте будем благоразумными. Мы решили подождать. Я б не занимал свой пост, если бы мы заключали неудачные контракты.

Реклама 18+

В Европе, где общественное телевещание играет куда более важную роль, по словам Рогге, существует огромный интерес на основных рынках Франции, Германии, Испании и Великобритании.

На вопрос о том, могут ли платные телеканалы стать настолько влиятельными, что МОК сократит эфирное олимпийское время общедоступным каналам, Рогге ответил: это будет возможно только в том случае, если частные компании сами решат организовывать бесплатные трансляции.

– Если все эти частные компании сами решат позаботиться об аудитории бесплатного телевидения, тогда они могут стать чрезвычайно влиятельным игроком. Но это вряд ли произойдет. В той же Европе всегда будет комбинация общественного телевидения, финансируемого из налоговых отчислений, и частного телевидения. Структура рынка в этих странах такова, что общественные компании всегда будут играть важную роль.

Об «особом отношении» к США

Рогге объяснил, почему Олимпийский комитет США в обозримом будущем будет получать больше денег, чем комитеты других стран: США выигрывают наибольшее число медалей, вносят самый большой экономический вклад, чаще других принимают Игры и т.д.

«Безусловно, есть ощущение, что они заслуживают особого места, насколько особого – это предмет для дальнейших дискуссий», – отметил президент МОК.

Финансовые гарантии могут стать ключевым вопросом при выборе места проведения Олимпиады-2016, на которую претендуют Чикаго, Мадрид, Рио-де-Жанейро и Токио. Я попросил президента МОК четко сформулировать, что именно требуется от города-кандидата.

– В контракте с городом, принимающим Олимпиаду, указано, что мы хотим абсолютных гарантий со стороны властей. Эти гарантии должно дать правительство. Если у организаторов Игр возникают финансовые проблемы, власти возьмут расходы на себя.

На первый план организации Игр в Ванкувере вышла провинция Британская Колумбия, а не правительство. Конечно, государство тоже оказывает поддержку, помогает с обеспечением безопасности и въездом в страну, но мы подписали соглашение в основном под гарантии Британской Колумбии.

О новых олимпийских видах

Когда я спросил Рогге о программе Олимпийских игр, впервые заметил в его реакции определенное расстройство.

«Ох, это очень длительный процесс. Возможно, прозвучит иронично, но из этих споров я вынес для себя урок, что демократия – это хорошо, но не стоит заходить с демократией слишком далеко».

Теперь исполком МОК сам выберет два из семи видов-кандидатов, которые будут предложены для включения в программу Олимпиады-2016.

«Об этом нас попросили участники прошлой сессии МОК. Этот выбор не должен быть результатом тайного голосования, потому что в этом случае мы потеряем единство и ту ценность, которую эти два вида спорта могут привнести в существующее ядро из 25-26 основных видов».

О борьбе с допингом

– Внезапные проверки вне соревнований оказываются наиболее эффективными. МОК намерен бороться за принципы этой системы. Это нелегко, потому что Европейский союз выступает против самого ее существования, но мы продолжаем эту борьбу вместе с ВАДА.

Некоторые спортсмены доказывают, что система контроля является вторжением в их частную жизнь. Мы отвечаем им, что, к нашему сожалению, с учетом большого числа доказанных фактов применения допинга, ради вашей спортивной карьеры вы должны сознательно принять эти ограничения. Это жертва, которую должны принести «чистые» спортсмены.

Как часто должны проходить эти проверки, где и когда – не наше дело. Не мы это решаем. Это предмет для обсуждений между ВАДА и спортсменами, ВАДА и ФИФА и другими организациями в командных видах спорта».