6 мин.

Владимир Драчев: «Наши биатлонные звезды управляют тренерами»

Слепцова

– Вчера получилось так, что с самого старта у Светы не заладилось. Не стоит ее хаять – тут вина тех, кто поставил ее на гонку. Нужно чуть-чуть предвидеть, смотреть на состояние объективно.

– Барнашов же дал понять, что перед стартом она была в порядке.

– Тут все наслоилось: личные ощущения Светы, плюс надежды тренеров, плюс мнение кого-то из больших руководителей.

– Сейчас актуальны две позиции: «я в шоке» и «я же говорил». Вам какая ближе?

– Не могу сказать, что шокирован. Я бы поставил забойщицей Юрлову. На данный момент она готова лучше.

– Слепцова считает, что давление домашних трибун сказалось.

– Если спортсменка не уверена в себе, надо отказываться от гонки. Замены есть, еще шесть человек. Нервозность порождает не только плохую стрельбу. Вы посмотрите, как Света вчера шла. Да она спотыкалась даже на равнине! Техника сломалась – пошли ошибки, запинки. После лежки стало очевидно, что она себя неадекватно чувствует.

– Что с ней будет дальше?

– Подозреваю, что после такого серьезного удара мы можем потерять Свету на весь турнир. Удар и по самолюбию, и по психологии, и просто по состоянию. Мне кажется, тренерам следовало проверять ее не вчера, а в спринте. Угадывать состав на эстафету я не собираюсь – до нее десять дней. Сейчас Света не готова, а потом вдруг масс-старт выиграет.

Обещания

– Зайцева вот тоже подвела. Ольга вообще не должна собирать круги на эстафетах. Я говорил еще до старта: здесь надо стрелять максимум один запасной патрон на два рубежа. Если бы наши так сделали – были бы в тройке. Сейчас такой расклад, что мы не имеем права мазать – лидеры сильнее физически.

– Нам несколько месяцев обещали, что будет по-другому.

– В спорте вообще нельзя обещать. Это лукавство – провалить декабрь ради марта. Все готовятся и к декабрю, и к январю, и дальше. Сказать, что мы готовимся целенаправленно к ЧМ – чушь.

– Мы и к нему, похоже, не очень.

– Ну одна гонка только прошла. Давайте не будем так строго судить. Да, был провальный старт у Слепцовой. Устюгов с Черезовым зато проехали нормально. Думаю, что и в спринте на них можно рассчитывать. Вот в ходе связки «спринт-пасьют» можно будет делать выводы о состоянии команды.

Составы

– Я бы на месте тренеров объявил составы на все гонки заранее. Чтобы каждый сборник четко знал, к чему он готовится. Так проще. Неопределенность напрягает всех: не только спортсменов, но и тренеров, массажистов, врачей. К чему эта нервотрепка?

Оттого и обстановка в команде тяжелая. Все какие-то утомленные, испуганные, без искорки. Вчера до микста заходил. Слепцова, кстати, была заспанная, уставшая. Зачем-то пришла на тренаж.

Общался с Чудовым – он тоже немножко скован, не знает, когда стартовать будет. Вечером, допустим, сказали, что пропускаешь старт. Утром просыпаешься – бежишь. Куда это годится?

– В мужской и женской восьмерках, как считаете, не многовато «туристов»?

– Почему не взять максимум, раз дана такая возможность? Вот, та же Токарева уже стартует в спринте. Пусть поживет с основой, поварится. Денисова, Гараничев – то же самое. Не значит, что они всех порвут, но пусть хоть опытом обрастают.

Консультант

– Консультировал в Отепя летом. Пробыл дней десять, работал с обеими командами. Имелась возможность поехать еще в несколько мест, но не смог. Также приезжал в Уфу, в Хохфильцен.

– Летом Анатолий Хованцев говорил мне, что у консультантов будет совещательный голос.

– Никакого совещательного голоса нет. Хотелось бы, чтобы к нам прислушивались побольше. Хотя бы просто мнение спрашивали. Консультант – это промежуточное звено между спортсменом и тренером. Все-таки мы можем увидеть то, что не видят тренеры, закончившие 25 лет назад. Тогда был другой биатлон.

– Вас при определении составов никто не спрашивал?

– Естественно, нет. После июля тесное сотрудничество закончилось.

Эксперимент

– Сезон проходит под знаком эксперимента. Оцените?

– Я уже оценил. Отчет написан, но не опубликован. Подготовил для СБР. Это лично мои замечания и нарекания, там прилично.

– В чем суть-то?

– Руководство СБР много интересуются мнением гонщиков и мало – тренеров. Главенствуют спортсмены. Такова тенденция: наши звезды управляют тренерским штабом. Вертикали нет: руководство-главный тренер-старшие-спортсмены. А у нас руководство послушает спортсменов и вмешивается: меняет места, время и т.д.

Спортсмен – исполнитель. Он должен делать то, что считает нужным старший тренер. А у нас главный вмешивался в подготовку постоянно. Система выстроена неверно, как в поговорке про семь нянек. У нас такие дети сейчас и получились.

Индивидуальный план

– По плану в США должна была ехать молодежь и резерв, а основа – готовиться в Италии. Как получилось – сами знаете. Потому что кому-то вдруг захотелось повыступать в Америке.

– А тренеры не возмущались?

– Их мнение никого не интересовало.

– Еще раз: кто хотел – поехали в США, кто не хотел – остались?

– Да.

– Это индивидуальный план?

– Индивидуальный план – это когда спортсмен на самоподготовке. Если ты на сборе делаешь то, что тебе вздумалось, это уже по-другому называется. Смотрите, тренеры запланировали определенную работу еще в мае. Они пытаются донести свои идеи. Но если подопечный не выполняет какие-то действия – то все, он «не в плане». Его не могут нормально корректировать.

– Так было у нас?

– Ну конечно!

– Почему?

– Говорю же – у семи нянек… Чем хорош этот экспериментальный год – он покажет то, что нужно.

– Некоторые могут не вернуться в команду.

– Я переживаю за наш биатлон, но здесь нельзя никого жалеть. Мы должны беречь заслуженных людей, их у нас не так много. Но у нас ведь есть молодежь, которую тоже надо растить. Может, она будет слушать тренеров, выполнять их команды. До Сочи-то времени не так много. По большому счету, мы уже не успеваем.

Молодежь

– В биатлоне важен баланс. Только чуть перебрал в одном компоненте – у тебя развалится все. Вот мужская команда: великолепно летом мчали. Столько скоростили – каждый день быстрей-быстрей-быстрей. Дожили до сентября – и молодежь «умерла». Еле ходят теперь. Совершенно неправильно их тренировали – скоростная работа была лишней. Не было базы, фундамента. Волков, Семаков, Малышко – где они?

– Волков здесь, в Хантах.

– Ну да, март уже. Давайте он к маю отдохнет и поедет как надо. Сезон-то с декабря начался. И что сумел Волков? На ЧЕ выступала молодежь и вторые составы. Сильнейшие готовились к ЧМ. Молодежь в этом году однозначно загублена неправильной работой.

– ЧМ нас порадует?

– Медалей будет много, не знаю, будут ли они у нас. Шутка. Я считаю, что в длинных гонках у России большие шансы. Там цена выстрела выше. В индивидуалке, представьте, сделает Шипулин ноль и выиграет. Но статистика против нас. Мы не в лидерах мирового биатлона.