6 мин.

«Со смазкой гадают только дилетанты»

О разделении труда

В российской команде за каждым сервисменом закреплены конкретные спортсмены – и мужчины, и женщины. Исключение – Паша Коростелев, который присоединился к нам только год назад. К нему тогда никого не прикрепили, поэтому он был целиком сосредоточен на подготовке лыж. Я лично работал с Ольгами – Зайцевой и Медведцевой, Анной Булыгиной, Ваней Черезовым и Витей Васильевым. Вот их лыжи я должен обкатывать, обрабатывать, знать вдоль и поперек.

О рабочем графике

Говорят, что мы работаем круглые сутки? Да нет, спим, конечно. Ночами можно не спать, пожалуй, от волнения, когда впереди особенно важный старт. Ну или когда внезапно меняются погодные условия – тогда приходится что-то переделывать в последний момент. Нет, пашем с семи утра до семи вечера – это да, обычное дело, причем без обеда. Спасаемся какими-то ланчами, овощами-фруктами.

Кстати, летом работы тоже хватает. В июле мы с Валерой Шашкиным (также сервисменом сборной России – прим. Sports.ru) ездили обкатывать лыжи в Норвегию. Еще раньше был в Австрии, а недавно занимались уже в оберхофском тоннеле – снег можно отыскать всегда, даже в межсезонье.

О профессиональных предпочтениях

Не стал бы разделять марки лыж по принципу «легче или сложнее с ними совладать». В команде используют несколько марок, и лично я не отдаю предпочтения какому-то конкретному производителю. Лишь бы ехали хорошо.

О Чудове и смене марки лыж

Да, говорят, что этот шаг Максима встретили неодобрительно, но первый вопрос – кто встретил? Не сервисмены точно, – нам нет большой разницы, какие лыжи готовить. И второй вопрос – почему было неодобрение? Не потому что он якобы снял хорошую марку, а надел плохую. Никто же не запрещает спортсменам подписывать новые контракты, уходить от старого спонсора к новому. Проблема была в том, что Максим сменил производителя в ходе сезона. Обычно подобные переходы совершаются скандально – страдает фирма, которую покинули.

О взаимодействии с гонщиками

Сборники не вмешиваются в нашу работу, доверяют. Для них важно, чтобы лыжи катили – а это мы стараемся обеспечить всегда. Делаем общее дело. Думаю, что делить по процентам выигрыши и проигрыши – неправильно. Когда ребята проигрывают, не тыкаем друг в друга пальцами с обвинениями. Когда побеждают, мы, понятно, радуемся, но не кричим на весь мир, как здорово сработали. Нам достаточно простой благодарности от спортсмена, никаких проблем.

О гадании на смазке

Выражение «угадать со смазкой» звучит несправедливо. Сейчас погоду-то не могут угадать, а вы про смазку. Знаете, угадывать должен дилетант. Проснуться утром, весь день ничего не делать, а перед гонкой положить на лыжи абы что и попасть – все бывает. Мы не угадываем, а ищем варианты, исходя из имеющегося оборудования, смазочных материалов и прочего. Причем вариантов много, они опробованы, и всегда есть возможность выбрать оптимальный. Остальное уже зависит от рук сервисмена, его мастерства. У нас на один подобранный вариант уходит часа четыре трудов. Промашки, да, случаются – если, к примеру, погода резко изменилась.

Иногда перед стартом спорим со спортсменом: ему нравится один вариант, а мне – другой. Оставляем на гонку его пожелания, в итоге получается совсем не то, что нужно. Тогда возвращаемся к невыбранному варианту. Хотя конфликтов на этой почве ни разу не было.

О проблемных этапах

Самые неудобные места чаще всего в горах: Антхольц, Поклюка – там «тяжелый» снег, перемороженный. Кстати, в Ханты-Мансийске тоже достаточно трудно – не только нам, но и соперникам. Иностранные сервисеры жалуются, причем не столько на сложности в подборе смазки, сколько на продолжительность обработки лыж. В Хантах этот процесс длится дольше обычного.

О норвежцах

Может быть, норвежцы превосходят нас в техническом оснащении. Но я уверен, что по части навыков, профессиональных качеств мы не хуже. Да, они применяют компьютеры, но и довольно часто не попадают в смазку. Думаю, что они чересчур много внимания уделяют не практической, а технической стороне дела. Вроде как, по их расчетам, какая-то задумка должна сработать, а она оказывается совершенно провальной.

Их сервис-машина, конечно, отличная – в ней помещается весь инвентарь, такой ни у кого нет. Мы можем поставить себе что-то подобное – это не вопрос денег, нам даже предлагали. Просто в ней, машине, нет необходимости, зато обязательно возникнут сложности. Норвежцы могут спокойно отправиться в Италию на тесты, а нам с такой фурой придется спотыкаться на всех таможнях – и перегон неделю. У нас есть две машины намного мобильнее норвежской – мы их забиваем лыжами под завязку и спокойно проходим контроль.

О соперниках

Лично мне нравится, как работают итальянские бригады – живо, энергично, всегда при деле. Сильно добавили французы, и все сейчас обсуждают причины. Возможно, здесь стоит говорить не о работе сервис-групп, а о чем-то другом. Думаете, у Бьорндалена сервисеры хуже? Или у немцев? Нет, по-моему, здесь дело не в лыжах. Щекотливый вопрос. Хотя и не хочу умалять заслуг французов – свои медали они взяли.

О новинках

Если брать прошедший олимпийский цикл, то сам процесс подготовки не слишком изменился. Просто больше фирм стали работать на производство порошков – естественно, в этой области какие-то новинки есть. Меняются формулы, пластик, другие материалы – аспектов множество, однако качественного прорыва не произошло. Есть люди, выступающие на лыжах шестилетней давности, причем без ущерба для результата. Такое бывает, если допустим, лыжи подходят к каким-то конкретным погодным условиям.

О лыжах с дырочками

Сами по себе дырочки не дают преимущества в скорости. Какая у них функция? Да никакой. На улучшение аэродинамики они точно не работают. Можно назвать это маркетинговым ходом – фирма решила сделать то, чего нет у других, изменила конструкцию, поработала над структурой, вот и все. В российской сборной такие лыжи используются, и мы разницы между ними и обычными не ощущаем. Когда трасса разбита, эти дырочки, по-моему, даже мешают спортсмену.