4 мин.

Новый король

«Без комментариев»

Двукратный чемпион мира откидывается на стуле, делает глоток кофе с молоком, заказанного по большей части по просьбе фотографа, и произносит коронную фразу «Без комментариев» с хитрой улыбкой на губах. «Вы не услышите от меня никаких имен», – еще одна загадочная фраза.

Эмил Хегле Свендсен, новая звезда мирового биатлона, за один год повзрослел лет на пять. И из него не так уж легко вытянуть искренние признания. В 2007-м слова, произнесенные на тронхеймском диалекте, шли от самого сердца. Теперь в дело включился разум. Молодой биатлонист избегает спорных моментов, обходит острые углы. Формулировки стали более обдуманными и расчетливыми. Общение с журналистами стало напрягать Свендсена слишком быстро.

На вопросы, кто для него сейчас является самым близким человеком, или что он собирается делать со всеми деньгами, которые заработал в прошедшем сезоне, ответ один и тот же: «Без комментариев. Я не готов делать заявления, чтобы потом тратить уйму сил на последствия».

Загорелый Эмил сидит на набережной Тронхейма в одном из многочисленных кафе, которые скучились плотнее дождевых туч над фьордом. Он идеально вписывается в урбанистическую картину. Волосы зачесаны вверх с помощью геля, а на блестящей кожаной куртке не видно ни одного спонсорского логотипа. Между тем эти места Тронхейма для него не так уж привычны. «Я не частый посетитель кафе, и чувствую себя гораздо лучше на другом поприще», – говорит Свендсен.

Дня норвежца настали другие времена. Когда он вернулся домой из Эстерсунда, где выиграл две золотые медали чемпионата мира, его ожидали телевизионные шоу, статьи в передовицах о подруге Кайе Экхофф и 600 смс-сообщений. Свендсен больше не был талантливым, многообещающим кронпринцем норвежского биатлона. За две короткие волшебные недели в шведских лесах он успел превзойти самого короля – Оле-Эйнара Бьорндалена.

«Когда мне показывают фотографии с чемпионата мира, по спине до сих пор бегут мурашки. Если бы я не победил Оле-Эйнара, он стал бы героем, – рассуждает Свендсен. – Забавно, что после успешного выступления всем вдруг захотелось со мной пообщаться. Это приятно, но слегка странно, что люди, которых ты не видел целую вечность – некоторых с начальной школы – внезапно стали твоими «ближайшими друзьями».

Все под контролем

Люди перестали воспринимать Свендсена как простого парня из Тронхейма. Теперь он звезда мирового биатлона.

«Я чувствую, что люди так думают. Это по глазам видно, – признается биатлонист. – Но главное – всегда оставаться самим собой. Кто-то меня любит, кто-то ненавидит. Я одновременно и самоуверенный, и скромный. Но в большей степени я такой человек, который не станет витать в облаках. В этом я совершенно убежден».

Перед чемпионатом мира в одном из телеинтервью Свендсен жестко высказался на тему допинга. Он был убежден, что некоторые биатлонисты принимают запрещенные препараты. Проводимые тесты не дают должных результатов.

«С такой системой допинг-контроля, какую мы сейчас имеем, уличить кого-либо можно только случайно», – это уже крылатые слова Свендсена, вызвавшие бурную реакцию. Молодой биатлонист увидел последствия игры, которую агрессивно начали СМИ. «Я до сих пор жалею, что не сдержался. Мне не удалось добиться того, что я хотел на самом деле сказать», – признается норвежец.

22-летний Свендсен уделяет много времени тренировкам. Помимо примерно 90 часов физических упражнений и 30 часов работы с винтовкой в течение месяца, он должен в угоду спонсорам выступать с докладами для различных организаций.

«Эти PR-выступления помогли мне научиться справляться с давлением прессы. Это очень полезно. Теперь я чувствую, что все под контролем, и готов благоразумно сказать журналистам «нет», если того требует ситуация», – отмечает спортсмен.

У Свендсена есть личные тренеры и новая команда поддержки. Он продолжает плотно работать с Кьеллем Ове Офтедалем, несмотря на то, что последний покинул пост старшего тренера сборной. План работы составлен вплоть до старта нового сезона в Эстерсунде.

– В апреле у меня был отпуск. Я чувствовал себя опустошенным после окончания сезона. Теперь мне не терпится вновь начать тренировки.

– Бьорндален все еще огорчен тем, что вы превзошли его на чемпионате мира?

– Мы уже были на многих сборах, и Оле-Эйнар находится в такой хорошей форме, что я вряд ли могу ожидать победы над ним в каждой гонке. У него сильный боевой дух.

– Давит ли на вас необходимость защищать титул?

– Я почувствую, что значит быть под прессом ожиданий через два года на Олимпийских играх. При этом наибольшее давление оказываешь на себя сам. Но в мире существуют и более страшные вещи, чем плохо пробежать гонку. Это утешает.