3 мин.

На краю. Почему новый сезон – решающий для Пихлера и его команды

Сочи ни при чем. Дело пока не в Олимпиаде. Если кому-то так проще – можно представить, что она пройдет не через сезон, а через три. Дело во взаимодействии конкретной команды с конкретным тренером – женской сборной России с Вольфгангом Пихлером (вряд ли ассистирующий немцу Павел Ростовцев будет спорить, за ним – эпизодическая роль). Второй год сотрудничества станет ключевым и, в общем, покажет наверняка – результативно это взаимодействие или пора организовывать новое. Риски сторон вовсе не одинаковы.

Условный иммунитет Пихлера выше, чем у его сборниц: классную работу в Швеции не перекрыть парой блеклых кампаний (а крайняя в исполнении россиянок – уж точно не образчик фееричности). Но Вольфганг, как человек по-хорошему тщеславный, крепко мотивирован. Потому что понял: с наскока у него в России не получилось – отсюда проявившаяся вдруг гибкость в методиках, индивидуализация занятий, снизившаяся категоричность речей и прочее.

Поняли это и все, кто не преклонил колено перед выигранным Кубком наций, – таких по весне нашлось немало. Руководство СБР тогда все же сумело отстоять должность для немца – и здорово. Логично, мудро, основательно. Кто не в курсе, дзюдоиста Эцио Гамбу – самого успешного зарубежного тренера в нашей истории – тоже далеко не сразу засыпало трофеями. Безвестная когда-то федерация дзюдо дожидалась их полный олимпийский цикл – правда, работа итальянца не сопровождалась улюлюканьем.

Проявило терпение и ведомство Михаила Прохорова. Только пределы терпения в биатлоне другие: выбить вторую попытку там, где предшественник при сопоставимых раскладах не дожил до завершения первой, крупная удача. И если вновь полученный шанс не будет реализован Пихлером значительно ярче предыдущего, то уместно будет задуматься о топтании на месте – что почти всегда синоним безнадеги. Истертый в крошки аргумент про переваривание нагрузок уже ни на кого не подействует.

Интересно, размышляет ли об этом сам Вольфганг?

Ему ведь доводилось начинать тренерские зимы в самых разных условиях: а) руководя заведомо слабым коллективом, от которого ничего не ждут; б) выводя на старт команду, обладающую ярко выраженным лидером и бесполезной свитой; в) с прицелом на домашний чемпионат мира (впоследствии напрочь заваленный); г) даже вырастив могучую бригаду, где несколько человек способны побеждать, а остальные – подыгрывать в эстафетах.

Каким немец видит подконтрольный состав сейчас? По большому счету, ни одна их россиянок, кроме Ольги Зайцевой, не нажила себе действительно впечатляющей и, главное, непоколебимой репутации (Света, прости!). Для них провал (или даже отсутствие явного прогресса) вообще станет чем-то вроде диагноза. Не расшевелились при дотошном системщике, сильном психологе, лауреате крутых премий, с десятками серьезных побед за плечами – ну выходит, проблема все-таки не в нем.

Что дальше? Не разгонять же команду. Махнув рукой, дарить немецкому тренеру третью попытку – вдруг «докрутит», как Гамба? Вдруг ему повезет? Или робко прощаться? Или не робко, а дерзко, как с Хованцевым, с претензиями?

Это не прогноз на сезон. Пожалуй, здесь уместны сомнения, потому следует проговорить: мне по-человечески симпатичен Пихлер, да и много кто из сборной – было бы прекрасно шумно праздновать вместе каждую новую медаль чемпионата мира в Нове Место. Это просто сценарий – правда, совсем не фантастический. Значит, его надо предусматривать, держать в уме и готовиться. А то потом, весной 2013-го, Сочи будет очень даже при чем.

Вольфганг Пихлер: «Снижать нагрузки?! Мы их будем только увеличивать»