3 мин.

Европейская константа

«Панатинаикос» давно уже доказал, что является не просто грандом европейского баскетбола, а настоящей династией, которую Желимир Обрадович уже много лет выстраивает на средства братьев Яннакопулосов. Едва ли ни через сезон слышатся сомнения в том, что после стольких лет можно сохранить мотивацию, ветеранов списывают раньше времени, а порой академичный стиль кажется отжившим. Но «зеленые» все время возвращаются, дают тренеру возможность в который раз получить удовольствие от работы во время Финала четырех, доказывают, что до боли знакомая обойма игроков все еще жизнеспособна, а концепция – переживет своего создателя.

Подобно американским «Сперс», «Пао» угнетает формализмом, предпочитает победы любым эстетическим изыскам и не ищет перемен. Собственно, наверное, это и не нужно. Детище Обрадовича – это европейская константа, высший знак качества, явление, которое просто неповторимо в своей статичности, и при этом сложно досягаемо по результатам. Свой финал в этом сезоне «Панатинаикос» выиграл в серии с «Барселоной», а в Каталонию прилетел получить трофей, посмотреть на яркие молодые коллективы, которые сделали прошедший год Евролиги столь интересным, и убедить всех в том, что лучшее – враг хорошего. Старые схемы, немолодые игроки и не нуждающийся в дополнительных преставлениях тренер – надежнее, чем все приходящее. Братья Яннакопулосы на всякий случай еще и перекрестились перед главным матчем года – это единственное, что они могли сделать в дополнение к потраченным суммам.

Их команда, как обычно, показывала максимально эффективную игру. Обрадович использовал троицу из Вугиукаса, Марича и Батиста, чтобы посадить на фолы Схорцианитиса и закрыть ему простор в «краске»: первые очки гигант набрал лишь в начале третьей четверти, когда впервые с начала игры вывел отстающих «желтых» вперед (36:35). Греки не только нейтрализовали большую угрозу, но и пользовались уязвимостью израильтян на пятом номере – во второй четверти соотношение по очкам в «краске» составило 24:4 в пользу «Пао». Защита против пик-н-роллов «желтым» не давалась – «большие» соперника получали мяч под щитом и отправляли его дальше по адресу. Уже тогда перспективы «Маккаби» были также мрачны, как непроницаемое лицо Шимона Мизрахи.

Когда во второй половине Блатт переставил акценты и стал привлекать подстраховку со слабой стороны для того, чтобы сдержать центровых, на головы его подопечных пролился град трехочковых – два от Сато еще один от Николаса. Бросок Николаса, пожалуй, и стал своего рода знаковым в игре – мяч ударился о ближнюю дужку, подлетел и все же провалился вниз. Под кольцом в эту паузу разыгралась настоящая драма – буря эмоций, невероятная мимика, произвольное движение членов и… разочарование (46:39). После этого было еще несколько спорных свистков, передача Батиста на забытого под кольцом Ника Калатеса и проход Фоциса в левую сторону с последующим данком – 51:40. Суть происходящего не требовала какого-то дополнительного объяснения: болельщики разделись и провели последние 15 минут в радостном предвкушении, которое, быть может, было даже сладостнее шестого чемпионства.

Братья Янакопулусы это время потратили, как показалось, бесцельно бродя по трибунам. На их лицах не было особенной радости и понимания того, что все это стоило затраченных усилий. Быть может, эмоции будут потом, а возможно, они и не требуются – в этом и есть основа такого явления, как «Пао», клуба, на который можно равняться, но повторить философское обоснование которого немыслимо. Уверенность и расчетливость, приведшие  «Пао» к очередной цели, внушают уважение, хоть праздник Финала четырех, обещавший стать непредсказуемым и драматичным, и оказался напрочь испорчен.