7 мин.

Турбодвигатель

Зал легенд в тренировочном центре «Бостона» – святая святых одного из самых богатых на традиции баскетбольного клуба в Соединенных Штатах. Натертые до блеска трофеи показывают 65-летнюю историю побед. Здесь есть и кроссовки Лэрри Берда, и игровая майка 11-кратного чемпиона НБА Билла Рассела.

«Селтикс» становились чемпионами Ассоциации 17 раз – лучший результат среди клубов лиги. 16-я победа пришла в 1986 году, после чего началась 22-летняя черная полоса, перед тем как бостонцы смогли снова поднять над головой трофей Лэрри O’Брайена.

Лицо Реджона Рондо в этом зале тоже присутствует: он красуется на фото с заветным трофеем 2008 года, который значит много больше, чем просто очередное чемпионство «Селтикс». Тот кубок в руках Рондо доказывает, что парень добрался до самого верха, несмотря на все сомнения экспертов, болельщиков и вполне возможно его товарищей по команде. А все потому, что паренек из Кентукки никогда не считался суперталантом – ни в колледже, ни во время становления в качестве профессионала.

Но летом 2007-го директор «Селтикс» по баскетбольным операциям Дэнни Эйнж поставил именно на него. После второго самого плохого в истории команды сезона Эйнж отпустил 7 игроков и привел ветеранов Гарнетта и Аллена. Вместе с Полом Пирсом эта Большая Троица должна была взвалить на свои плечи задачу по возвращению «Бостону» былых успехов, которых у команды так давно не было. Но все же никто из этих троих не играл на самой важной позиции – позиции разыгрывающего защитника. Ведь плеймейкер как правая рука тренера на площадке – ведет игру в нападении, водит мяч, создает ситуации для набора очков своим партнерам. Было решено, что впереди всех на лихом коне к победе в чемпионате «Селтикс» поведет 21-летний игрок, который едва входил в игру со скамейки еще в предсезонке: Рэджон Пьер Рондо – родился в 86-м, именно в этом году, когда «Селтикс» в последний раз становились чемпионами.

Рондо валялся на диване у себя дома в Луисвилле в тот день, когда переход Гарнетта был оформлен. Тогда и раздался звонок, и на экране мобильного высветился номер его тренера. «Я читал много сплетен и слухов о переходах и перестановках в нашей команде в сети и в первый момент подумал, что Дэнни хочет сообщить мне, что я покидаю клуб. Но он сказал, что к нам приходит Кевин и что я буду играть первого номера».

Рондо очень хорошо понял, что все это значило. «С Гарнеттом, Пирсом и Алленом в составе мы могли претендовать на титул. Мы все это чувствовали – все ждали от нас только чемпионства. И если бы мы проиграли, это была бы не их вина, а моя». Рондо сразу же начал тренироваться как никогда в своей карьере. «Конечно, я был под давлением, но я этого особо не ощущал. Я был готов и не мог дождаться, когда же этот сезон начнется».

Без любви

Рэджону Рондо было 6 лет, когда в нем появилась страсть к спорту, к тому, чем он мог заниматься дни и ночи напролет – американскому футболу. «Это была моя первая любовь, первый спорт, которым я начал заниматься серьезно. Я все смотрел на старшего брата, он только и делал, что играл в футбол. Я хотел стать квоутербэком. Был период, когда я все время ходил с мячом в руках.

Первая встреча с баскетболом у Рэджона случилась, когда старший брат взял его на тренировку. Рондо был впечатлен, но для самого баскетбол был чем-то, во что можно было поиграть, когда футбол был недоступен. «Я остался в баскетболе, потому что сезон полностью по графику подходил под учебный год».

В обоих видах Рондо имел преимущества в скорости, ловкости и игровой мудрости.

«Мои родители были спринтерами, так что скорость это семейная черта». Но он был изящный и легкий и не мог нарастить мускулатуру. Его мать Амбер была обеспокоена тем, что с такой комплекцией и весом на футбольном поле легко получить травму. Да и в баскетболе ее сын преуспевал достаточно, чтобы получить стипендию в колледже как спортсмен. Таким образом, мать постаралась уговорить Рондо сделать выбор в пользу игры, которая была безопасной. Судьба тоже не осталась в стороне в решающий момент. Частенько к его школьному тренеру Дагу Бибби вечерком заезжал его двоюродный брат Майк Бибби со своим товарищем Дереком Андерсеном. Рэджон все время наблюдал за ними, восхищаясь тем расслабленным образом жизни, который они вели. В то же время, несмотря на свою знаменитость и богатство, они казались Рондо обычными людьми, твердо стоявшими в этой жизни на ногах. «Майк и Деррек было закидывали меня в свои дорогие автомобили, и мы просто катались по городу, вместе мы могли замутить барбекю или поиграть в карты». Вскоре Рэджон перестал играть в футбол.

Слабое место

Ни в каком другом виде спорта болельщики не находятся так близко к игрокам, как в баскетболе. Нигде больше выступление спортсменов не находится под столь скрупулезным вниманием. Везунчики в первых рядах, например, сидят лишь в метре от боковой линии, они могут слышать все команды, разговоры и видеть глаза игроков. И если эти болельщики заподозрят, что их кумиры не выкладываются на все сто, они сразу выплескивают все свои эмоции и выговаривают все тебе в лицо. А уж особенно в Бостоне, где живут баскетболом.

За полтора часа до начала домашней игры с «Маверикс» в начале сезона Рондо был уже на паркете арены ТД Гарден . Многие зрители уже тоже были на своих местах. С белыми наушниками от IPhone Рэджон активно и концентрированно работал, выполнял один бросок в прыжке за другим, иногда с дриблингом, иногда с места. Вслед за мячом Рэджон акцентировано вытягивает бросающую руку, а мяч слетает с его пальцев. Такой должен быть бросок по своей сути и технике, и таким броском Рондо обладает на тренировке и разминке. В игре же складывается впечатление, что техника каждый раз покидает Рондо. Только один из четырех бросков с игры достигает цели. «Возможно, у меня будут проблемы с броском до конца карьеры. Но я все равно должен бросать, когда у меня есть возможность и того требует ситуация». В последнее время Рондо работает над броском с Марком Прайсом, одним из самым признанных снайперов в истории НБА. Вся эта работа рассчитана на повышение процента попадания, да и быстро эту проблему не решить. «Я играю в баскетбол в 15 лет и уже привык к своему броску. Трудно научиться новой технике броска за пару месяцев или пару летних сборов. Я должен продолжать работать над этим постоянно».

Скорость

У Рондо есть три уникальных преимущества: его умение читать игру, его скорость и умение сочетать эти два качества. Даже в НБА, где полным полно изумительных атлетов, не многие защитники в этом с ним могут потягаться. «Но, – говорит сам Рондо, – если ты все время играешь на предельной скорости на площадке, много ты не добьешься. Нужно чувствовать момент, когда требуется включать турбо-ускорение. Плюс, если ты играешь на предельных скоростях все 37 минут из 48, то быстро вымотаешься. В регулярном сезоне 82 игры, и нужно уметь правильно разложить энергию».

Еще в школе Рондо быстро соображал и также быстро носился по площадке: «Мой тренер помогал мне анализировать движения моих соперников, что очень помогало в игре». Рондо научился слушать команды своих соперников, рушить их планы и выучивать их комбинации. В нападении же при владении мячом Рондо выглядит достаточно спокойно, он вроде бы расслаблен и нетороплив, но на самом деле пристально следит за своим опекуном и, когда тот на долю секунды отвлечется, Рэджон сразу этим пользуется и атакует как молния.

В сезоне-2008/09 он показал себя во всей красе в серии плей-офф против «Чикаго». Травма Гарнетта, казалось, погубила шансы «Селтикс» на дальнейшую борьбу в чемпионате, но Рондо выдал умопомрачительную серию, где бил свои рекорды по передачам и очкам и сравнялся по этим показателям с клубным рекордом Ларри Берда. Прежде считающийся все лишь хорошим ассистентом сейчас он находится в Топ-5 лучших разыгрывающих НБА. Многие уже позабыли те времена, когда Рондо считался слабейшим связующим звеном в цепи «Селтикс». Фанаты команды небеспочвенно надеются, что их герой сможет оживить не одну звезду и выиграть еще один титул со своей командой. Чтобы этого добиться, Рэджону в этой игре придется перейти на следующий уровень.