5 мин.

Безумство храбрых

Если вы не смотрели до этого игры студенческого чемпионата NCAA и решили насладиться главным лакомством – финалом, то лучше бы вы потратили это время на сон. Оголенные нервы, ошибки, потери, череда промахов – вот что увидел болельщик, который приобщается к «Мартовскому безумию» только раз в году.

Этот финал был для тех, кто вместе с командами прошел весь путь, начиная с первого раунда. Все силы «Батлер» и особенно «Коннектикут» расплескали еще до этого матча. Решающий поединок – стояние на Угре, изматывающие 40 минут, которые войдут в историю при любом раскладе. Здесь у каждого был шанс разбить стереотип, изменить котировки и испортить впечатление. Героям финала – особая слава.

«Бульдогов» все сейчас жалеют. За последние два года команда оба раза проигрывала в финалах. Никто не вспомнит тяжелейшую турнирную сетку, по ходу которой «Батлер» повстречался со всеми фаворитами, и настоящее преображение, произошедшее с командой. Все будут напоминать о «рекордах»: самый низкий процент попаданий за историю финалов (18,8%), только 9 точных трехочковых из 33 и всего два очка из трехсекундной зоны.

Нельзя идти наперекор статистике – среди всех участников Финала четырех у «Батлера» были худшие показатели по броскам. Дистанция значения не имеет. Единственный шанс «бульдогов» был под кольцом, на подборах, в «инсайде». Но команда потеряла себя – весь матч снайперы команды провели в творческих муках, на подборе тряс шевелюрой одинокий импрессионист Мэтт Ховард, а защита была для соперников преградой только в первой половине.

Говорят, тренер «Коннектикута» Джим Кэлхоун потрясающий мотиватор. Перед матчем нам предоставили возможность в этом убедиться. В лучших традициях американского телевидения мы получили доступ в святая святых – раздевалку команды. И что же сказал прославленный специалист? Да ничего особенного! Общие фразы, минимум рекомендаций. Выступление Кэлхоуна было больше похоже на лекцию для заблудших душ, но никак не на установку перед самым главным матчем жизни. Лучшая часть этого спича – его окончание. Игроки встрепенулись, словно освободившись он тяжкого груза, расправили плечи и поспешили на площадку. Кто знает, какой был истинный смысл этой прелюдии, которую устроил 68-летний специалист? Впрочем, это уже не важно. Победителей не судят, их качают на руках и обливают шампанским.

Писать про игру достаточно сложно. Подводить итоги первой половины так и вообще могли только профессионалы своего дела. Но даже у Баркли не хватало эпитетов. После того, как все признали первые 20 минут «самыми отвратительными в истории», сэр Чарльз лишь сравнил игроков «Батлера» со страшными девчонками, с которыми встречался в колледже. Конечно же, до того, как Баркли стал богатым и знаменитым. «Ну а что еще можно сказать про матч, в котором команда-лидер забила только шесть бросков!», – оправдывался аналитик.

В начале второй половины встречи игроки «Батлера» продолжали держать марку – одно точное попадание из десяти и семь безголевых минут, в течение которых Шелвин Мэк, Мэт Ховард, Шон Ванзант и Чейз Стигал безуспешно расстреливали корзину. К последнему, кстати, претензий меньше всего. До этого Стигал отметился на турнире серией, по ходу которой забил только один бросок из тринадцати. В этот раз он начал с двух попаданий из четырех из-за дуги. Бросал Стигал уверенно, несколько шагов не доходя до линии. Но болезнь «Батлера» в финале оказалась заразной – когда «Коннектикут» начал отрываться в счете, уже никто из «бульдогов» не подавал признаков жизни.

Если в первой половине «Лайки» держались на плаву за счет подборов в нападении (11) и очков второго шанса, сбиваясь на индивидуальные действия (только одна результативная передача за 20 минут), то после перерыва все увидели Команду, в которой Кемба Уокер был лучшим игроком, но не более.

С защиты «Коннектикута» начиналась и атака команды. «ЮКону» после перехватов и потерь соперника удавались быстрые отрывы, в которые улетал Джереми Ламб. У каждого Бэтмана должен быть Робин. У Кембы Уокера это Ламб. Длиннорукий, с отличными баскетбольными генами – этот парень стал идеальным оруженосцем. Он сражался за подборы, забивал с любимых точек у боковой линии и делал это все в тот момент, когда на Уокере висело два оппонента. Многие именно Ламба, набравшего 12 очков во второй половине, называют главным героем финала.

Но почему-то объективы всех телекамер были направлены на невысокого парня, который бейсболкой утирал слезы.

Именно Уокер заставил «Батлер» перейти на зонную защиту, которую команда Бреда Стивенса вообще не использовала по ходу турнира. Именно Уокер забивал тогда, когда все промахивались. Из всех участников финала он больше всего был похож на игрока НБА.

«Я первый раз в жизни плачу от радости! Никогда не думал, что способен на такое. На маму вообще не могу смотреть без слез – за все благодарен именно ей», – Кемба сразу же назвал главного виновника торжества.

Для победы нужно быть немного безумным. Выигрывать пять матчей за пять дней и завоевывать титул конференции. С девятью поражениями в сезоне выходить в главный финал года и бить соперника его же оружием. В 68 лет работать с молодой командой и скакать у бровки как заведенный. Не обращать внимания на толчки соперника и спорные решения судей. Нужно быть такими же безумным, как игроки «Хаскис», для того, чтобы на что-то рассчитывать.

Коннектикут – Батлер – 53:41 (19:22, 34:19)

КОННЕКТИКУТ: Уокер (16 + 9 подборов), Лэмб (12 + 7 подборов), Ориаки (11 + 11 подборов + 4 блок-шота), Оландер (2), Смит (0 + 4 блок-шота) – старт; Гиффи (4 + 6 подборов), Напьер (4), Беверли, Окванду (оба – 2), Кумбс-Макдэниэл (0).

БАТЛЕР: Мэк (13 + 9 подборов), Стигал (9), Ховард (7 + 6 подборов), Смит (5 + 9 подборов), Ванзант (5 + 8 подборов + 3 перехвата) – старт; Норед (2), Хан, Хопкинс, Маршал, Батчер (все – 0).