11 мин.

Колосс на глиняных ногах

Романсы

Случившееся в воскресенье во Дворце спорта «Юбилейный» – хоть и осталось вдали от телекамер – поставило восклицательный знак под выступлением московских динамовцев в сезоне-2008/09. Само по себе событие вряд ли можно назвать из ряда вон выходящим. Просто потому, что оно довольно логично вытекает из всего, через что пришлось пройти бело-голубым за последнее время. Но притом, что в поражении «Динамо» отсутствует элемент неожиданности, неудача в противостоянии со «Спартаком» выглядит символичной не столько даже в качестве некоего финала существования команды в современном виде, сколько, в целом, стало наиболее яркой – на отечественных просторах – иллюстрацией подверженности баскетбольной организации финансовым неурядицам сегодняшнего дня.

«Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей. В нее можно падать всю жизнь», – вряд ли бесконечное падение в соответствии с сентенцией Остапа Бендера входит в планы руководителей динамовского клуба, но, по крайней мере, этот сезон стал для команды именно таким свободным полетом. Нижней точки которому пока не видно. Что будет с этой командой и клубом в целом, станет ясно уже совсем скоро. Пока же можно подвести своеобразный итог жизни коллектива нынешнего созыва и постараться понять причины краха, абстрагируясь от исключительно экономической стороны вопроса. Интересно, правда, что финансовая кривая коррелирует с кривой выступления команды в сезоне.

Головокружение без успехов

Начиналось все с колоссальных трат летом: трехлетнее соглашение Боштяна Нахбара на 14,3 млн долларов, однолетний контракт Джаннеро Парго (3-4 млн), подписание Дариуша Лавриновича, Арриэля Макдональда и Холлиса Прайса моментально нанесли московский клуб на карту мирового баскетбола. На открывающей новый сезон пресс-конференции, которая состоялась каких-то десять месяцев назад, царила атмосфера оптимизма и благодушия. Новички балагурили, оборачивая в шутку серьезные вопросы журналистов, беспокоящихся о трудностях акклиматизации, старожилы удивлялись повышенному вниманию со стороны прессы, а генеральный директор команды Геннадий Дроздов и президент Евгений Гомельский с удовлетворением внимали сигналам кажущегося начала трансформации команды в большой европейский клуб. Все, не сговариваясь, рассуждали о высоких задачах, а Дроздов даже вынес на обсуждение кулуарную историю о предложении приобрести место в Евролиге за пару миллионов долларов: менеджер тогда дивился ханжеству начальников Евролиги и заявлял, что его команда планирует стать участником не на один сезон, а на долгие годы, а потому попытается проникнуть в турнир с парадного входа. Конъюнктура также соответствовала затратам: ожидалось, что летом вступят в силу новые правила отбора команд в Евролигу, а потому жизненно важно было попытаться заявить о претензиях России на «лицензии В» заветного соревнования во весь голос и параллельно постараться добиться «лицензии С» путем победы в Еврокубке лично для себя.

В общем, начало было радужное. Тогда все говорили, что проект «Динамо»-2008/09 является самым интересным в России и что команда не только обязана выигрывать серебро, но и ей вполне по силам замахнуться на Вильяма Шекспира российской суперлиги – ЦСКА. Сопоставляя «Химки» и «Динамо», эксперты находили множество изъянов у первых, особенно заметных на фоне чуть ли не идеальной комплектации вторых. Неопытный тренер, капризные испаноязычные звезды, отсутствие сильного первого номера у химчан контрастировали с продуманностью политики «Динамо»: оптимальная кандидатура главного, который оказался в идеальных условиях при комплектации команды, акцентированность на восточноевропейских игроков и закалившихся в Европе американцев, плюс максимальная разносторонность имеющихся под рукой баскетболистов. Даже нелепое поражение на старте от владивостокского «Спартака» не смогла ни на йоту поколебать этой уверенности: все ждали, что новички из-за океана вот-вот привыкнут к европейскому баскетболу, восстановится после операции Дариуш Лавринович, и команда обретет тот стиль, который характеризовал самую успешную команду Дэвида Блатта – сборную России.

Ротация первого состава

Предпосылки к тому были более чем реальные. Правда, очертания новой команды не напоминали ту, что все привыкли отождествлять с Блаттом, но, бесспорно, «Динамо» осени – один из самых оригинальных коллективов. Делал его таким, конечно, Парго. Неказистого разыгрывающего можно обвинять в чем угодно, но одного у него не отнять – американец стал одним из немногих легионеров, кому удалось превратить европейский баскетбол в зрелище. То «Динамо» бежало, за считанные секунды распоряжалось мячом и доводило атаку до логического завершения, непринужденно разбрасывая защитные порядки «Урал-Грейта» и ЦСК ВВС.

В новой системе достаточно уверенно чувствовали себя и «большие» (Явтокасу доверяли продавливать оппонентов, а Лавринович «палил» со средней или из-за дуги), и форварды (Моня и Нахбар удачно менялись на позициях третьего-четвертого номеров, а золотая рука Трэвиса Хансена не подводила своего обладателя). Вдобавок ко всему «Динамо» не зацикливалось на быстром баскетболе: Парго проводил на площадке не так уж много времени, уступая свое место Холлису Прайсу, и тогда ритм игры существенно менялся. Единственным бросающимся в глаза минусом (помимо сразу же отмеченного недокомплекта в передней линии) становилось неумение/нежелание Блатта шире задействовать российских баскетболистов: Дмитрий Домани, Ярослав Королев, Дмитрий Хвостов, Юрий Васильев и даже Сергей Быков появлялись на паркете не так уже часто, лишь время от времени получая шанс проявить себя. Меж тем, понятно было, что без их помощи бело-голубым придется не сладко. Именно усилия Быкова (9 очков) и Мони (11 + 5 передач + 6 подборов), выстреливавших в нужные моменты, стали определяющими в первом значимом матче команды с «Химками» (82:67). Даже притом, что 48 очков оказалось на счету пары Парго-Нахбар.

Защита

Декабрь смазал стартовое очарование от динамовской феерии. При более глубоком рассмотрении оказалось, что команда неспособна выступать против соперника, делающего акцент на защиту. Вряд ли ЦСКА и УНИКС можно назвать рядовыми коллективами, но именно три встречи с ними впервые выявили отсутствие необходимого баланса. С переживающими тогда не лучшие времена армейцами «Динамо» играло на равных три четверти и даже вело 12 очков по ходу матча, но на заключительном отрезке Зисис до того цепко прихватил Джаннеро Парго, что ЦСКА не понадобились даже услуги Холдена. Да и в обороне слабые места динамовцев выявились достаточно быстро: общая пассивность Парго, проблемы Прайса при игре против габаритных оппонентов, бросающаяся в глаза «мягкость» Нахбара, явно не помогающая ему при игре на позиции четвертого номера, и все тот же недокомплект на передней линии – стали ключевыми факторами в трех поражениях.

При этом тогда ощущения какой-то беспросветности не возникало. Хотя каждый раз бело-голубые уступали, в общем-то, по делу, команда боролась с соперниками на равных почти всю игру, проваливаясь в одной из четвертей. Как-то верилось, что потенциал Парго, взрывающегося на короткие отрезки и начинавшего быстро скучать, Нахбара, тогда еще не выглядящего беспрекословным лидером, Хансена, немного потерявшегося среди экс-энбэашников, и российских баскетболистов, проявляющих себя эпизодически, несоизмеримо выше и в то, что к плей-офф команда подойдет уже в другом состоянии.

Кульминация

Зимняя пауза породила небольшие сомнения на сей счет. Сначала клуб откровенно «слил» Промо-Кубок ВТБ, а потом довольно медленно начал восстанавливать ту игру, которая отличала «Динамо» осенью. Собственно, упиралось все в одну и ту же фигуру: Парго уехал на родину и загулял там, вернувшись с опозданием. Сейчас кажется, что определяющей для бело-голубых стало второе противостояние с ЦСКА. Если в свое время Этторе Мессина отмечал, что победа в том матче помогла армейцам переломить сложно складывающийся сезон, то для их соперников та неудача словно бы стала фатальной. Впечатление это, конечно, обманчиво. Но все же. Тогда, как и в первом матче, «Динамо» вело на протяжении всей игры, а ЦСКА, лидеры которого только восстанавливались от травм, титаническими усилиями Шишкаускаса, Лэнгдона и выгрызавшего каждый мяч Хряпы сумел переломить ход встречи. В последней атаке Парго зарылся в оборонительные порядки армейцев, потом мяч все же дошел до Нахбара, который остался в одиночестве на дуге, но… где-то прогремел выстрел, и заработал таинственный хронометр, начавший отсчет трагической судьбы бело-голубого клуба. «Все было в руках баскетбольного бога, – сказал после того матча Дэвид Блатт. – Но в тот момент он отвернулся от нас».

Ротация второго состава

Собственно, о том, что у клуба есть задолженности было известно и до этого. Но именно тогда они начали непосредственным образом сказываться на игре команды. Через два дня после поражения от ЦСКА Холлис Прайс выкупил контракт и уехал в Милан, а еще через три по его стопам последовал Джаннеро Парго, обретший себя в «Олимпиакосе». Так за одну неделю клуб остался без двух разыгрывающих. Еще за месяц до того засидевшийся за их спинами Арриэл Макдональд предпочел солнечную Сиену московским заморозкам. В итоге едва ли не на финишной прямой Дэвиду Блатту пришлось строить фактически новую команду.

Лидерское бремя решено было поделить между Нахбаром и Хансеном. Полностью обретший былые кондиции Дариуш Лавринович получил место в старте, составив пару соотечественнику и одновременно вытеснив из состава Сергея Моню. Большим доверием стали пользоваться Юрий Васильев и Дмитрий Домани, а Сергей Быков выступил в роли игрока, определяющего стиль новой команды, сумев задействовать в атакующих действиях партнеров гораздо удачнее, чем это удавалось отбывшим на юга. Февраль стал самым успешным для клуба месяцем сезона: Топ-16 Еврокубка «Динамо» завершило без поражений, дважды обыграв «Химки», а в финале Кубке в равной борьбе уступило УНИКСу. Но при этом для всех было очевидно, что команда играет на зубах, выжимая все резервы. В марте-апреле оказалась, что резервов этих не так много.

Пике

Высчитать, насколько ситуация с невыплатами влияла на баскетболистов, не представляется возможным. Понятно, что задержки в четыре-пять месяцев не поднимали настроения никому, но все же это внутренняя кухня клуба. Взглянуть же стоит скорее на игровые проблемы, которые, конечно же, частично стали отражением промахов руководства.

Проблема ротации. На излете чемпионата России оказалось, что в «Динамо» элементарно не хватает качественных баскетболистов. В решающих встречах Блатт мог опереться лишь на стартовую пятерку (Чейз, Хансен, Нахбар, Явтокас, Лавринович), которой помогали Быков и Моня. Гораздо меньше минут получали Дмитрий Домани и Юрий Васильев. Хвостов и Королев остались забытыми на скамейке. В принципе, о том, что баскетболистов не хватает, Блатт говорил сразу же после отъезда обоих разыгрывающих, но руководство смогло раскошелиться лишь на Чейза. Подобные проблемы приводили к тому, что травмы любого из основной семерки приводили к катастрофическому исходу. Без Хансена «Динамо» проиграло Кубок, с потерявшим форму Быковым уступило «Химкам» и «Хемофарму».

Проблема с разыгрывающими. Игра Брайана Чейза произвела двойственная впечатление. С одной стороны, трехочковые юркого разыгрывающего вместе с агрессивными проходами часто становились важным фактором в пользу «Динамо», с другой – после того, как Сергей Быков выбыл с травмой и так до конца и не обрел себя периода февраля, у команды наметились явные проблемы с позиционным розыгрышем. Яркими иллюстрациями стали поражения от «Триумфа» и «Химок». В двух играх против питерского «Спартака» Чейз набрал 3 очка при 2 передачах, вчистую уступив дуэль Эндрю Вишневски.

Проблема с защитой. Неспециалисту сложно ответить на этот вопрос, но по какой-то причине смешанная зона Блатта в решающих встречах выявила свою полную несостоятельность. Тревожным сигналом стала встреча с «Химками»: тогда бело-голубые в начале третьей четверти пропустили 6 трехочковых и потерпели болезненное поражение (89:54). Нечто подобное произошло и в Турине, где «Хемофарм» расстреливал кольца подсевших динамовцев. Наконец, по аналогичному пути пошли и в Санкт-Петербурге: в ключевые моменты «Динамо» получало трехочковые оплеухи от Василия Заворуева, Егора Мещерякова и Захара Пашутина.

Тренер. Ни разу за сезон Дэвид Блатт не потерял лица, не принимался переводить стрелки на судей, на финансовые проблемы, на неудовлетворительную комплектацию команды. Каждый раз встречая очередной удар судьбы в виде отъезда Парго и Прайса, травм Быкова, Хансена и Явтокаса, главный тренер сборной России старался предложить новое решение, удивить нестандартностью подхода, но в итоге признавал свое поражение.

Ошибок, наверное, хватало и у него: в отличие от Еремина, которому удалось подключить к решающим играм и молодежь, Блатт предпочел действовать усеченным составом. В отличие от себя самого Евробаскета-2007, не удалось лучше задействовать сильные стороны имеющихся под рукой баскетболистов: например, литовские великаны раскрывались в нападении эпизодически, да и те, кто выходил со скамейки, не преуспели в исполнении тех функций, которые им предназначались тренером. Наконец, на совести Блатта лежит и то, что он не смог подвести команду в оптимальном состоянии к решающим матчам. Если в финале Кубка исход во многом предопределила незапланированная травма Хансена, то в Турине то ли из-за позднего прибытия, то ли еще по какой-то причине команда выглядела медлительной и уставшей. Неготовность ярко проявилась и двух матчах со «Спартаком»: в обоих матчах динамовцы судорожно догоняли соперника на протяжении всей игры, но в итоге их не хватало. После крупной победы над УНИКСом в Москве, обеспечившей клубу важное удобное третье место, Блатт с характерным для себя оптимизмом рассуждал о том, что поражение от «Химок» стало случайностью. Но сейчас понятно, что та встреча, напротив, выявила все дефекты «Динамо». Работу над ошибками, видимо, делать было уже поздно.